Основное содержание курса находится по ссылке

https://classroom.google.com/c/NDYwNTY4NzIwNTQ0?cjc=enrntwe

Целью освоения дисциплины «Теория аргументации и исследовательской

деятельности» является: обеспечение готовности студента к усвоению основ

методологической грамотности и методов научного познания, а также формирование у

студентов представлений о теории аргументации и исследовательской деятельности и

навыков ее применения в практической деятельности.

Для достижения этой цели выделяются следующие задачи курса:

- формирование у студентов общего представления о методологии науки;

- формирование необходимых научных знаний по основным проблемам современной формальной логики;

-овладение студентами основными методами научного познания в исследовательской деятельности;

- выработка навыков применять научные логические знания, в том числе в процессе обучения в вузе;

- развитие логического абстрактного мышления студентов;

- формирование логической культуры студентов.

Краткое описание содержания тем (разделов) дисциплины

Тема 1. Введение в предмет.

Теория аргументации как понятие. Определение принципа достаточного основания.

Отличие между абсолютным и сравнительным обоснованием. Прямое подтверждение и

подтверждение следствий. Объяснение. Предсказание. Понимание.

Интерактивная форма обучения: работа в малых группах.

Тема 2. Убедительные основания.

Принцип достаточного основания и его эпистемологический и онтологический смысл.

Логический закон противоречия. Основные законы логики. Основания для принятия

утверждения. Обоснование теоретического утверждения.

Интерактивная форма обучения: публичное выступление с докладом и презентацией.

Тема 3. Эмпирическая аргументация.

Ядро приемов эмпирической аргументации. Понятие об индуктивном умозаключении.

Инструменты эмпирической аргументации – иллюстрация, примеры, образы. Эмпирическая

истинность. Эмпирическая взаимная обусловленность монадных и пластических

7

интуитивных восприятий.

Интерактивная форма обучения: кейс-задачи.

Тема 4. Теоретическая аргументация.

Теоретическое обоснование. Понятие о дедуктивном рассуждении. Способы

теоретического обоснования, «принцип простоты». Понятие о методологической

аргументации. Опровержимость и проверяемость. Условия совместимости. Границы

обоснования и системная аргументация.

Интерактивная форма обучения: работа в малых группах.

Тема 5. Контекстуальная аргументация.

Контекстуальная аргументация и ее аудитория. Традиции и авторитет и их значение в

контекстуальной аргументации. Интуиция и вера. Здравый смысл и вкус.

Интерактивная форма обучения: публичное выступление с докладом и презентацией.

Тема 6. Объяснение и понимание в аргументации.

Объяснение и понимание в научном познании, коррелятивные отношения. Понятие о

герменевтике. Понимание как средство рационализирования мира. Объяснение, понимание и

предсказание.

Интерактивная форма обучения: кейс-задачи.

Тема 7. Искусство спора.

Общие сведения о споре, его виды. Доводы и логический такт в споре. Позволительные

и непозволительные уловки. Психологические уловки и софизмы. Мнимые доказательства и

лживые доводы. Софизмы непоследовательности и произвольные доводы. Методы

противостояния уловкам в споре.

Интерактивная форма обучения: работа в малых группах.

Тема 8. Логика в мыслительной деятельности, устной и письменной коммуникации.

Роль логики в формировании логической культуры человека. Логические операции с

понятиями и суждениями. Умозаключения, дедукция и индукция. Традукция и ее виды.

Общая характеристика доказательства и его структура.

Интерактивная форма обучения: публичное выступление с докладом и презентацией.

Тема 9. Организация дискуссий в различных сферах коммуникации

Понятие коммуникации и классификация коммуникации. Понятие диалога, дискуссии и

беседы. Формы и функции коммуникации. Средства коммуникации и е участники.

Коммуникативная структура группы.

Интерактивная форма обучения: кейс-задачи.