Основное содержание курса находится по ссылке
https://classroom.google.com/c/NDYwNTY4NzIwNTQ0?cjc=enrntwe
Целью освоения дисциплины «Теория аргументации и исследовательской
деятельности» является: обеспечение готовности студента к усвоению основ
методологической грамотности и методов научного познания, а также формирование у
студентов представлений о теории аргументации и исследовательской деятельности и
навыков ее применения в практической деятельности.
Для достижения этой цели выделяются следующие задачи курса:
- формирование у студентов общего представления о методологии науки;
- формирование необходимых научных знаний по основным проблемам современной формальной логики;
-овладение студентами основными методами научного познания в исследовательской деятельности;
- выработка навыков применять научные логические знания, в том числе в процессе обучения в вузе;
- развитие логического абстрактного мышления студентов;
- формирование логической культуры студентов.
Краткое описание содержания тем (разделов) дисциплины
Тема 1. Введение в предмет.
Теория аргументации как понятие. Определение принципа достаточного основания.
Отличие между абсолютным и сравнительным обоснованием. Прямое подтверждение и
подтверждение следствий. Объяснение. Предсказание. Понимание.
Интерактивная форма обучения: работа в малых группах.
Тема 2. Убедительные основания.
Принцип достаточного основания и его эпистемологический и онтологический смысл.
Логический закон противоречия. Основные законы логики. Основания для принятия
утверждения. Обоснование теоретического утверждения.
Интерактивная форма обучения: публичное выступление с докладом и презентацией.
Тема 3. Эмпирическая аргументация.
Ядро приемов эмпирической аргументации. Понятие об индуктивном умозаключении.
Инструменты эмпирической аргументации – иллюстрация, примеры, образы. Эмпирическая
истинность. Эмпирическая взаимная обусловленность монадных и пластических
7
интуитивных восприятий.
Интерактивная форма обучения: кейс-задачи.
Тема 4. Теоретическая аргументация.
Теоретическое обоснование. Понятие о дедуктивном рассуждении. Способы
теоретического обоснования, «принцип простоты». Понятие о методологической
аргументации. Опровержимость и проверяемость. Условия совместимости. Границы
обоснования и системная аргументация.
Интерактивная форма обучения: работа в малых группах.
Тема 5. Контекстуальная аргументация.
Контекстуальная аргументация и ее аудитория. Традиции и авторитет и их значение в
контекстуальной аргументации. Интуиция и вера. Здравый смысл и вкус.
Интерактивная форма обучения: публичное выступление с докладом и презентацией.
Тема 6. Объяснение и понимание в аргументации.
Объяснение и понимание в научном познании, коррелятивные отношения. Понятие о
герменевтике. Понимание как средство рационализирования мира. Объяснение, понимание и
предсказание.
Интерактивная форма обучения: кейс-задачи.
Тема 7. Искусство спора.
Общие сведения о споре, его виды. Доводы и логический такт в споре. Позволительные
и непозволительные уловки. Психологические уловки и софизмы. Мнимые доказательства и
лживые доводы. Софизмы непоследовательности и произвольные доводы. Методы
противостояния уловкам в споре.
Интерактивная форма обучения: работа в малых группах.
Тема 8. Логика в мыслительной деятельности, устной и письменной коммуникации.
Роль логики в формировании логической культуры человека. Логические операции с
понятиями и суждениями. Умозаключения, дедукция и индукция. Традукция и ее виды.
Общая характеристика доказательства и его структура.
Интерактивная форма обучения: публичное выступление с докладом и презентацией.
Тема 9. Организация дискуссий в различных сферах коммуникации
Понятие коммуникации и классификация коммуникации. Понятие диалога, дискуссии и
беседы. Формы и функции коммуникации. Средства коммуникации и е участники.
Коммуникативная структура группы.
Интерактивная форма обучения: кейс-задачи.
- Учитель: Светлана Пырова