Цель освоения дисциплины «Функциональная стилистика» – развитие личностных качеств студентов и формирование универсальных и профессиональных компетенций через усвоение основ функциональной стилистики как одного из современных направлений исследования языка в функциональном аспекте.
3 зачетные единицы: 4 ч. - лекции, 10 -п/з, экзамен.
Оценка |
Баллы (3 ЗЕ) |
«отлично» |
Более 271 балла |
«хорошо» |
211-270 баллов |
«удовлетворительно» |
151-210 |
«неудовлетворительно» |
150 баллов и ниже |
Раздел I. Введение в функциональную стилистику
Тема 1 . Предмет и задачи функциональной стилистики
Понятие функциональной стилистики. История ее возникновения. Предмет и задачи функциональной стилистики. Основные стилистические понятия (окраска, приём, средство, норма, рекомендация, вариативность, ошибка, стиль, подстиль, жанр, жанровая разновидность, гибридная форма, стилистический и нормативный анализ текста). Тенденции в развитии стилистической системы современного русского литературного языка.
Раздел II. Стилистические ресурсы русского языка
Тема 2. Стилистические ресурсы фонетики, лексики, грамматики русского языка
Фоника (недочёты и приёмы усиления звуковой выразительности). Выбор слова (лексическая сочетаемость, стилистическое использование многозначности слова, стилистические функции омонимов, синонимов, антонимов, стилистическое разграничение паронимов). Стилистические свойства слов, связанные с их отнесением к активному или пассивному составу языка (стилистические функции историзмов и архаизмов, неологизмов, стилистическое использование слов иноязычного происхождения). Стилистические свойства слов, связанные со сферой их употребления (диалектизмы, профессионализмы, терминологическая лексика, канцеляризмы). Стилистические свойства слов, связанные с их экспрессивной окраской. Стилистическое использование фразеологических средств языка.
Стилистические ресурсы словообразования. Стилистическое использование форм частей речи. Употребление форм имён существительных (колебания в роде. Особенности склонения некоторых слов и словосочетаний, варианты окончаний, употребление единственного числа в значении множественного, употребление существительных отвлечённых, вещественных и собственных во множественном числе). Употребление форм имён прилагательных (синонимия полных и кратких форм, синонимия форм степеней сравнения, употребление притяжательных прилагательных, синонимическое использование прилагательных и существительных в формах косвенных падежей). Употребление имён числительных (варианты сочетаний числительных с существительными, числительные собирательные и качественные как синонимы, числительные в составе сложных слов). Употребление местоимений (стилистическое использование личных, возвратных, притяжательных местоимений, синонимия местоимений). Употребление форм глагола (особенности образования, синонимия форм, варианты).
Стилистический синтаксис. Стилистическое использование различных типов простого предложения. Стилистическое использование различных типов сказуемого. Стилистические функции порядка слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определений и приложений. Варианты форм, связанные с управлением. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Стилистика сложных предложений. Параллельные синтаксические конструкции. Композиционно-стилистическая роль абзаца и сложного синтаксического целого. Стилистические особенности прямой и несобственно-прямой речи.
Изобразительно-выразительные средства языка
Тропы. Эпитет. Сравнение. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Гипербола и литота. Ирония. Аллегория. Олицетворение. Перифраза. Стилистические фигуры.
Анафора и эпифора. Параллелизм. Антитеза и оксюморон. Градация. Инверсия. Эллипсис. Умолчание. Риторическое обращение. Риторический вопрос. Многосоюзие и бессоюзие.
Интерактивные формы: учебная дискуссия по проблеме.
Тема 3. Функциональные стили
Вопрос о составе функциональных стилей литературного языка. Лексические, словообразовательные, грамматические особенности разговорного, официально-делового, научного, публицистического стиля. Специфика языка художественной литературы.
Жанровое своеобразие публицистики. Композиционно-синтаксические особенности информационных и публицистических жанров прессы (заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, эссе, слово, фельетон).
Интерактивные формы: защита рефератов.
Раздел III. Стилистика текста
Тема 4. Признаки текста
Признаки текста. Основные проблемные вопросы стилистики текста. Классификации текстов.
Интерактивные формы: тестирование и защита подготовленных заданий.
Тема 5. Стилистический анализ
Стилистический и нормативный анализ текста. Стилистический анализ в преподавании русского языка иностранным слушателям.
Интерактивные формы: тестирование и защита подготовленных заданий.
Тема 6. Контрольная работа
Примерные темы рефератов
1. Новые методы в обучении функциональной стилистике иностранного языка.
2. Учебные пособия по функциональной стилистике русского языка для иностранцев начального, среднего, продвинутого уровней.
3. Преподавание функциональной стилистики на начальном этапе. Конкретные цели и задачи.
4. Преподавание функциональной стилистики на среднем и продвинутом этапах. Конкретные цели и задачи.
5. Интернет-ресурсы по функциональной стилистике.
6. Перифраза в русском тексте.
7. Метонимия в дружеском письме.
8. Номинативные предложения в бытовом диалоге.
9. Стилистическое использование пословиц и поговорок в публицистической статье.
10. Стилистически маркированные языковые элементы в современной художественной прозе.
11.Упражнения для овладения стилистическими средствами русского языка.
ОС-2 Примерные вопросы для тестирования
1) Текст задания: В словосочетании в образе изображен есть ошибка:
Множество элементов:
1) стилистическая разнородность слов;
2) тавтология;
3) нарушен порядок слов;
4) смешение паронимов.
2)Текст задания: Стилистические функции архаизмов:
Множество элементов:
1) речевая характеристика персонажей духовного звания;
2) придание речи торжественности;
3) средство создания иронии, сатиры;
4) создание местного колорита.
3)Текст задания: Соответствие ключевых высказываний по стилистике их авторам:
Две группы элементов:
1) литер.язык как система концентрических кругов 1. Л. Щерба
2) изучение литер. языка через анализ истории стилей 2. В. Матезиус
3. С. Бернштейн 4. В. Виноградов
5. Г. Винокур
Примерные вопросы для самостоятельной подготовки
1. Вопросы стилистики в трудах отечественных лингвистов.
2. Стилистические вопросы в статьях и пособиях методистов, обучающих иностранцев РКИ*.
3. Понятия эмоциональности и оценочности в трудах русских лингвистов.
4. Стилистические пометы в толковых словарях и словарях синонимов.
5. Проблема дифференциации стилистических ошибок.
*Учимся на русском: учебно-методический комплекс / авторы-сост. Д.А. Анисимова, И.В. Баженова, Ю.Г. Байкова, Е.В. Баканова, Е.Ф. Галушко, О.Н. Дмитриева, Е.В. Захарова, О.Н. Узикова; редакционная группа: В. Н. Артамонов, Е. В. Баканова, Е.Ф. Галушко, Е.В. Захарова. – Ульяновск: АРТ-БЮРО, 2021. – 84 с. (Библиотека УлПУ).
ОС-3 Контрольная работа в форме стилистического анализа текста
План анализа текста
Укажите фамилию автора, название произведения, основную тему, идею текста.
Обозначьте сферу коммуникации.
Проведите содержательно-логическое членение текста: выделите введение, главную часть (укажите ее составляющие), заключение; назовите композиционные особенности текста; проанализируйте абзацное членение, отметьте своеобразие наименьших единиц стиля – прозаических строф.
Установите тип логического единства: определение, объяснение, умозаключение, рассуждение, характеристика, описание, сообщение (констатация), повествование.
Определите форму реализации стиля в тексте (монолог или диалог), отметьте его особенности (если есть).
Назовите общие, частные, особые стилевые черты текста, индивидуальные стилевые черты, присущие авторской манере.
Перечислите основные средства реализации стилевых черт в области фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса.
Отметьте «стилеразрушающие» элементы в тексте (если есть).
Установите жанр произведения.
Сделайте вывод о принадлежности текста к тому или иному функциональному стилю и подстилю.
Пример текста
Он думал немного и начал писать.
«Квартира, которую я занимаю на втором этаже дома, в котором вы предложили произвести некоторые перестройки, вполне соответствует моему образу жизни и приобретенной, вследствие долгого пребывания в сем доме, привычке. Известясь через крепостного моего человека, Захара Трофимова, что вы приказали сообщить мне, что занимаемая мною квартира…»
Обломов остановился и прочитал написанное.
- Нескладно, - сказал он, тут два раза сряду что, а там два раза который.
Он пошептал и переставил слова: вышло, что который относится к этажу, - опять неловко. Кое-как переправил и начал думать, как бы избежать два раза что.
Он то зачеркнет, то опять поставит слово. Раза три переставлял что, но выходило или бессмыслица, или соседство с другими что.
- И не отвяжешься от этого другого – то что! – сказал он с нетерпением. – Э! да черт с ним со всем, с письмом – то! Ломать голову из-за таких пустяков! Я отвык деловые письма писать. А вот уж третий час в исходе.
Захар, на вот тебе. – он разорвал письмо на четыре части и бросил на пол.
- Видел? – спросил он.
- Видел, - отвечал Захар, подбирая бумажки.
- Так не приставай больше с квартирой.
(И.А. Гончаров.)
ОС-4 Составление заданий* по курсу в рамках программ РКИ
* Задания составляются в аудиторное время.
Интернет-ресурсы
№ п/п |
Наименование дисциплины |
Ссылка на информационный ресурс |
Наименование разработки в электронной форме |
Доступность |
1. |
Функциональная стилистика |
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» представляет доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования |
Свободный доступ |
|
2. |
Функциональная стилистика |
|
Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ Термины и персоналии. Подразделы: «Справочное бюро», «Читальный зал» |
Свободный доступ |
3. |
Функциональная стилистика |
Сайт «Gufo. Me − словари и энциклопедии» |
Свободный доступ |
|
4. |
Функциональная стилистика |
http://www.philology.ru |
Русский филологический портал. Статьи по темам курса |
Свободный доступ |
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Кузьмина,
Н. А. Активные процессы в русском языке
и коммуникации новейшего времени :
учебное пособие / Н. А. Кузьмина, Е. А.
Абросимова. – 4-е изд., стер. – Москва :
ФЛИНТА, 2020. – 256 с. : табл., ил. – Режим
доступа: по подписке. – URL:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=564927
(дата
обращения: 20.05.2023). – Библиогр. в кн. –
ISBN 978-5-9765-1423-2. – Текст : электронный.
Пиотровская,
Л.А. Фонетика современного русского
языка: учебник для
Савченкова,
И. Н. Русский язык для иностранцев
(довузовский этап
Дополнительная
литература
1.
Вещикова, И. А. Орфоэпия: основы теории
и прикладные аспекты / И.А. Вещикова. –
3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2021. –
312 с. – Режим доступа: по подписке. –
URL:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79514
(дата
обращения: 20.05.2023). −ISBN 978-5-9765-0233-8. – Текст
: электронный.
2.Норман,
Б. Ю. Лингвистические задачи : учебное
пособие : [16+] / Б. Ю. Норман. – 9-е изд.,
стер. – Москва : ФЛИНТА, 2022. – 273 с. –
Режим доступа: по подписке. – URL:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=69155
(дата
обращения: 20.05.2023). – ISBN 978-5-89349-696-3. –
Текст : электронный.
3.
Учимся
на русском:
учебно-методический
комплекс
/ авторы-сост.
Д.А. Анисимова, И.В. Баженова, Ю.Г. Байкова,
Е.В. Баканова, Е.Ф.
Галушко,
О.Н. Дмитриева, Е.В. Захарова, О.Н. Узикова;
редакционная группа: В. Н. Артамонов, Е.
В. Баканова, Е.Ф.
Галушко,
Е.В. Захарова. – Ульяновск: АРТ-БЮРО,
2021. – 84 с. (Библиотека УлГПУ)
студентов
высших учебных заведений, обучающихся
по направлению 44.03.33 «Специальное
дефектологическое образование».
Углубленный курс : учебник / Л. А.
Пиотровская; Российский государственный
педагогический университет им. А. И.
Герцена. -–
Санкт-Петербург : Российский государственный
педагогический университет им. А.И.
Герцена (РГПУ), 2021. –
180 с. –
Режим доступа: по подписке. – URL:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=691931
(дата
обращения: 20.05.2023). – ISBN 978-5-8064-3068-8. –
Текст : электронный.
обучения
А2): учебное пособие по русскому языку
для иностранных обучающихся технических
специальностей (уровень А2) : учебное
пособие / И. Н. Савченкова, Е. А. Скуратова,
Г. Р. Шакирова; Южный федеральный
университет. –
Ростов-на-Дону, Таганрог : Южный
федеральный университет, 2021. –
154 с. : ил. Режим
доступа: по подписке. – URL:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=683930
(дата
обращения: 20.05.2023). – ISBN 978-5-9275-3784-6. –
Текст : электронный.
- Teacher: Елена Галушко