Дисциплина «Коммуникативная грамматика (первый иностранный язык)» относится к дисциплинам обязательной части Блока 1 Дисциплины (модули) Предметно-методического модуля учебного плана основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) образовательной программы «Иностранный (немецкий) язык / Иностранный (английский) язык», очной формы обучения.

Дисциплина опирается на результаты обучения, сформированные в рамках дисциплины учебного плана, изучаемой обучающимися в 1-4 семестрах «Практическая грамматика (первый иностранный язык»).

Результаты изучения дисциплины являются основой для изучения дисциплин и прохождения практик: Практика устной и письменной речи (первый иностранный язык), Теоретическая грамматика (первый иностранный язык), Сравнительная типология, Учебная (технологическая) Предметный практикум по первому иностранному языку

 Основной целью дисциплины «Коммуникативная грамматика (первый иностранный язык» является развитие у студентов следующих умений:

1. Понимать изученные грамматические явления на слух и при чтении тестов различных функциональных стилей.

2. Грамматически правильно формулировать свои устные и письменные высказывания, совершать речевые действия на французском языке в разных коммуникативных ситуациях с соблюдением соответствующих стилистических норм.

3. Уметь решать вопросы функциональной (синонимической) взаимозаменяемости грамматических форм, отдельных элементов предложения или самих предложений в зависимости от коммуникативной направленности ситуаций.

 

Задачи дисциплины:

- обучение морфологии и синтаксису немецкого языка, организованное таким образом, чтобы студенты владели отобранным грамматическим материалом на семантико-грамматическом уровне при определяющей роли синтаксической семантики в развёрнутых высказываниях повествовательного, описательного и проблемного характера при их восприятии и порождении;

- вооружение будущих специалистов знанием правил, необходимых для формирования коммуникативных высказываний;

- формирование понимания сущности коммуникативной культуры и её роли в функционировании грамматических структур;

- овладение навыками коммуникативной организации речевых высказываний;

- уяснение сущности понятий «морфология» и «синтаксис», их соотношения.

В соответствии с учебным планом соответствующей специальности дисциплина «Коммуникативная грамматика (первый иностранный язык)» изучается

студентами в 5 и 6 семестрах.

Успешное изучение курса требует от студентов посещения и активной работы на занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.

Проработка теоретического материала – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. В конце занятия преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Занятия нацелены на освещение наиболее трудных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков коммуникативной организации речевых высказываний. Предполагается также, что студенты приходят на занятия, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой, и выполнив определенное количество тренировочных упражнений по теме.

На занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание основных понятий, категорий и способов оформления коммуникативного высказывания. Это позволяет студенту соединить полученные теоретические знания с решением конкретных практических задач и моделей в области коммуникативной грамматики.

Занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия.

Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, выполнение тренировочных грамматических упражнений.

Основной формой итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине «Коммуникативная грамматика» является экзамен в 5 и 6 семестре.