Дисциплина «Иностранный
язык (английский)», согласно учебному плану программы подготовки научных и
научно-педагогических кадров по научной специальности 1.1.1. Вещественный,
комплексный и функциональный анализ, относится к образовательному компоненту и
направлена на подготовку и сдачу кандидатских экзаменов. Подготовка
научно-педагогических кадров в аспирантуре требует развития у преподавателей-исследователей
навыков самостоятельной работы с иноязычной литературой и, что особенно важно с
аутентичными источниками без использования стороннего перевода.
Перечень планируемых результатов обучения (образовательных результатов) по дисциплине
Основная цель курса – активное владение иностранным языком (английским) как средством рецепции и генерации устной и письменной речи в научно-профессиональной и деловой сферах деятельности.
Задачи дисциплины:
закрепить:
• аспектную лингвистическую базу (фонетическую, грамматическую, лексическую) для активного владения языком;
совершенствовать:
• умения воспринимать и понимать монологический научный текст (беседу, выступление, доклад, лекцию), диалогический, полилогический дискурс по научной тематике;
• умения адекватно переводить научный текст со словарем и без словаря с соблюдением норм родного языка;
• умения письменно подготовить тезисы, резюме, аннотации, доклады, лекции, вести деловую переписку;
• умения участвовать в обсуждении тем и текстов по специальности;
сформировать:
• основы публичной речи (сообщений, докладов);
подготовить:
• к чтению оригинальной литературы по специальности; к чтению с целью создания вторичного научного текста (реферата, аннотации) на английском языке.
В результате освоения дисциплины «Иностранный язык (английский)» аспирант должен:
знать
иноязычную терминологию специальности, русские эквиваленты слов и выражений профессиональной речи;
уметь
понимать на слух оригинальную монологическую и диалогическую речь по специальности;
обсуждать проблемы общенаучного и специального характера;
излагать материал проводимого исследования;
читать, понимать и переводить тексты из научно-популярной и научной литературы;
составить план (конспект) прочитанного, изложить содержание прочитанного в форме резюме;
написать письмо в пределах изученного языкового материала.
владеть
подготовленной, а также неподготовленной монологической речью;
диалогической речью в ситуациях научного и профессионального общения в соответствии с избранной специальностью;
всеми видами чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое и просмотровое);
умениями письма в пределах изученного языкового материала,
Общая трудоемкость дисциплины 72 часа – 2 зачетные единицы (24 часа практических занятий), 48 часов самостоятельной работы).
Форма контроля – зачет (1 семестр), экзамен (2 семестр).
Краткое описание содержания тем (разделов) дисциплины
Тема 1. «Визитная карточка». Фонетика: чтение гласных букв и диграфов. Лексика: «визитная карточка». Грамматика: глагол «to be».
Тема 2. «Семья». Фонетика: чтение согласных и согласных диграфов. Лексика: семья. Грамматика: конструкции с глаголами “have” и “have got”.
Тема 3. «Профессиональные обязанности преподавателя». Фонетика: чтение смешанных буквосочетаний. Лексика: профессиональные обязанности преподавателя. Грамматика: время Present Indefinite.
Тема 4. «Аспирантская работа». Лексика: аспирантская работа. Грамматика: время Present Continuous.
Тема 5. «Научная деятельность». Лексика: научная деятельность. Грамматика: время Present Perfect. Реферирование текста, алгоритм и клише.
Тема 6. «Образование». Лексика: образование. Грамматика: время Past Indefinite.
Тема 7. «Место молодого ученого в науке». Лексика: место молодого ученого в науке. Грамматика: время Future Indefinite.
Тема 8. «Экзамены». Лексика: экзамены. Грамматика: модальные глаголы «can, may, must, should».
Тема 9. «Конференции, симпозиумы». Лексика: глаголы говорения. Грамматика: времена Past Continuous, Past Perfect, косвенная речь, согласование времен.
Тема 10. «Эффективная самопрезентация». Лексика: общенаучные термины, союзы, аббревиатуры. Грамматика: страдательный залог.
Тема 11. «Научные тексты различной жанровой принадлежности». Структура научных текстов различной жанровой принадлежности. Грамматика: основные типы придаточных предложений.
Тема 12. «Структура делового письма, формулы вежливости». Анализ структуры научной письменной речи, написание шаблонов и научных запросов, деловых писем.
- Учитель: Юлия Лобина