Дисциплина «Иностранный язык (английский)», согласно учебному плану программы подготовки научных и научно-педагогических кадров по научной специальности 1.1.1. Вещественный, комплексный и функциональный анализ, относится к образовательному компоненту и направлена на подготовку и сдачу кандидатских экзаменов. Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре требует развития у преподавателей-исследователей навыков самостоятельной работы с иноязычной литературой и, что особенно важно с аутентичными источниками без использования стороннего перевода.

 Перечень планируемых результатов обучения (образовательных результатов) по дисциплине 

Основная цель курса – активное владение иностранным языком (английским) как средством рецепции и генерации устной и письменной речи в научно-профессиональной и деловой сферах деятельности.

Задачи дисциплины:

закрепить:

• аспектную лингвистическую базу (фонетическую, грамматическую, лексическую) для активного владения языком;

совершенствовать:

• умения воспринимать и понимать монологический научный текст (беседу, выступление, доклад, лекцию), диалогический, полилогический дискурс по научной тематике;

умения адекватно переводить научный текст со словарем и без словаря с соблюдением норм родного языка;

• умения письменно подготовить тезисы, резюме, аннотации, доклады, лекции, вести деловую переписку;

• умения участвовать в обсуждении тем и текстов по специальности;

сформировать:

• основы публичной речи (сообщений, докладов);

подготовить:

• к чтению оригинальной литературы по специальности; к чтению с целью создания вторичного научного текста (реферата, аннотации) на английском языке.

В результате освоения дисциплины «Иностранный язык (английский)» аспирант должен:

­       знать

   иноязычную терминологию специальности, русские эквиваленты слов и выражений профессиональной речи;

­       уметь

   понимать на слух оригинальную монологическую и диалогическую речь по специальности;

   обсуждать проблемы общенаучного и специального характера;

   излагать материал проводимого исследования;

   читать, понимать и переводить тексты из научно-популярной и научной литературы;

   составить план (конспект) прочитанного, изложить содержание прочитанного в форме резюме;

   написать письмо в пределах изученного языкового материала.

­       владеть

   подготовленной, а также неподготовленной монологической речью;

   диалогической речью в ситуациях научного и профессионального общения в соответствии с избранной специальностью;

   всеми видами чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое и просмотровое);

   умениями письма в пределах изученного языкового материала,

 Общая трудоемкость дисциплины 72 часа – 2 зачетные единицы (24 часа практических занятий), 48 часов самостоятельной работы).

Форма контроля – зачет (1 семестр), экзамен (2 семестр).

 

Краткое описание содержания тем (разделов) дисциплины

Тема 1. «Визитная карточка». Фонетика: чтение гласных букв и диграфов. Лексика: «визитная карточка». Грамматика: глагол «to be».

Тема 2. «Семья». Фонетика: чтение согласных и согласных диграфов. Лексика: семья. Грамматика: конструкции с глаголами “have” и “have got.

Тема 3. «Профессиональные обязанности преподавателя».  Фонетика: чтение смешанных буквосочетаний. Лексика: профессиональные обязанности преподавателя. Грамматика: время Present Indefinite.

Тема 4. «Аспирантская работа». Лексика: аспирантская работа. Грамматика: время Present Continuous.

Тема 5. «Научная деятельность». Лексика: научная деятельность. Грамматика: время Present Perfect. Реферирование текста, алгоритм и клише.

Тема 6. «Образование».  Лексика: образование. Грамматика: время Past Indefinite.

Тема 7. «Место молодого ученого в науке».  Лексика: место молодого ученого в науке. Грамматика: время Future Indefinite.

Тема 8. «Экзамены». Лексика: экзамены. Грамматика: модальные глаголы «can, may, must, should».

Тема 9. «Конференции, симпозиумы». Лексика: глаголы говорения. Грамматика: времена Past Continuous, Past Perfect, косвенная речь, согласование времен.

Тема 10. «Эффективная самопрезентация».  Лексика: общенаучные термины, союзы, аббревиатуры. Грамматика: страдательный залог.

Тема 11. «Научные тексты различной жанровой принадлежности». Структура научных текстов различной жанровой принадлежности. Грамматика: основные типы придаточных предложений.

Тема 12.  «Структура делового письма, формулы вежливости». Анализ структуры научной письменной речи, написание шаблонов и научных запросов, деловых писем.