Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Английское академическое письмо» относится к дисциплинам части, формируемой участниками образовательных отношений, Блока 1. Дисциплины (модули) модуля Академический английский учебного плана основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) образовательной программы «Иностранный язык и межкультурная коммуникация», очной формы обучения.
Дисциплина опирается на результаты обучения, сформированные в рамках дисциплин учебного плана, изученных обучающимися в 1 и 2 семестрах: Русский язык в профессиональной сфере, Иностранный язык в профессиональной коммуникации, Современные способы презентации научной информации, а также дисциплины «Жанры английской научной речи, изученной обучающимися в 3 семестре.
Результаты изучения дисциплины являются основой для изучения дисциплин и прохождения практик: Стилистика английской научной речи, Принципы авторской подготовки научных изданий, Межкультурная коммуникация в сфере науки, Производственная практика (научно-исследовательская работа).
Целью освоения дисциплины «Английское академическое письмо» является ознакомление магистрантов с основными лексико-грамматическими особенностями научной речи на английском языке.
Задачей освоения дисциплины является формирование у магистранта умения грамотно строить собственную научную речь на английском языке.
Перечень осваиваемых компетенций: УК-4, УК-5
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Номер семестра |
Учебные занятия
|
Форма промежуточной аттестации |
|||||
Всего |
Лекции, час |
Практические занятия, час |
Лабораторные занятия, час |
Самостоят. работа, час |
|||
Трудоемк. |
|||||||
Зач. ед. |
Часы |
||||||
3 |
3 |
108 |
4 |
20 |
- |
57 |
Экзамен |
Итого: |
3 |
108 |
4 |
20 |
- |
57 |
27 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)
Тема 1. Функционирование существительных и местоимений в английской научной речи
Исчисляемые и неисчисляемые существительные. Согласование подлежащего со сказуемым в числе. Притяжательный падеж в научной речи. Специфика функционирования артикля. Неопределенные местоимения. Разделительные местоимения. Относительные местоимения.
Тема 2. Специфика использования видо-временных форм в английской научной речи
Наиболее частотные случаи употребления форм настоящего времени в научных текстах. Разница в употреблении Past Simple и Present Perfect. Случаи употребления Present Perfect Continuous в научной речи. Функции форм прошедшего времени. Формы будущего времени в утвердительных предложениях. Формы будущего времени в вопросительных предложениях. Залоговые формы как реализация стилевой черты безличности.
Тема 3. Модальные средства выражения отношения автора
Глаголы can, may в утвердительных предложениях. Глаголы can, may в отрицательных предложениях. Глаголы can, may в вопросительных предложениях. Глаголы could, might в утвердительных предложениях. Глаголы could, might в отрицательных предложениях. Стилистические функции глаголов can, be able, could, may, will. Стилистические функции глаголов can, could, may, must. Различия в употреблении глаголов have to, must в утвердительных, отрицательных, вопросительных предложениях.
Тема 4. Порядок слов в английской научной речи
Позиция подлежащего в начале предложения. Порядок дополнений разных типов. Позиция прилагательных в положительной и сравнительной степени. Позиция причастий. Случаи грамматической и стилистической инверсии в научной речи. Позиция обстоятельств определенной и неопределенной частотности. Позиция обстоятельств образа действия. Позиция обстоятельств различных типов.
Тема 5. Средства логической связи в английском научном тексте
Союзы, вводящие ограничивающие и описательные придаточные предложения. Употребление союзов which, that. Бессоюзные предложения в научных текстах. Правила пунктуации в научных текстах.
Тема 6. Научная лексика: прилагательные, наречия и предлоги
Прилагательные и наречия временной семантики. Прилагательные, обозначающие объем. Наречия степени. Паронимы. Оценочные прилагательные и наречия. Средства выражения категории адресованности. Средства выражения категории важности. Прилагательные и наречия, обозначающие наличие логической связи. Способы передачи уникальности объекта. Предлоги места. Предлоги времени. Предлоги причины и следствия. Предлоги разных семантических групп.
Тема 7. Научная лексика: глаголы и существительные
Лексико-семантическая группа «Способность». Лексико-семантическая группа «Вероятность». Лексико-семантическая группа «Опасность». Лексико-семантическая группа «Размер». Лексико-семантическая группа «Причинно-следственные связи». Глаголы речи и соответствующие им отглагольные существительные. Лексико-семантическая группа «соответствие».
Тема 8. Фразовые глаголы
Фразовые глаголы с элементом back. Фразовые глаголы с элементом break. Фразовые глаголы с элементом bring. Фразовые глаголы с элементом call. Фразовые глаголы с элементом carry. Фразовые глаголы с элементом give. Фразовые глаголы с элементом out. Фразовые глаголы с элементом in. Фразовые глаголы с элементом into. Фразовые глаголы с элементом on. Фразовые глаголы с элементом up.
Тема 9. «Ложные друзья переводчика» и синонимы
Лексические единицы английского языка, заимствованные русским языком со сменой значения. Использование синонимов для сокращения объема текста. Стилистические значения синонимов германского и латинского происхождения. Различия в употреблении членов синонимического ряда.
Тема 10. Клише и устойчивые сочетания в английской научной речи
Клише, используемые для формулировки цели исследования. Клише, используемые для описания материалов и методов. Дискурсивные маркеры. Клише, используемые в обзоре литературы. Клише, используемые для описания процедуры и результатов анализа. Клише, используемые для описания теоретической значимости выводов.
- Учитель: Юлия Лобина