Целью освоения дисциплины «Современные проблемы науки и образования (часть 2)» является ознакомление магистрантов с основными проблемами иноязычного образования.

Задачей освоения дисциплины является формирование у магистранта умения  выделять проблемы образовательного процесса и предлагать стратегии их решения.

Перечень осваиваемых компетенций: УК-1, УК-3

 Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

 

 

Номер семестра

Учебные занятия

 

Форма промежуточной  аттестации

Всего

Лекции, час

Практические

 занятия, час

Лабораторные занятия, час

Часы на практическую подготовку

Самостоят. работа, час

Трудоемк.

Зач. ед.

Часы

3

3

108

4

14

-

6

57

Экзамен

Итого:

3

108

4

14

-

6

57

27

 

 

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)

Тема 1. Понятие иноязычного образования

 

Различные подходы к термину «иноязычное образование». Иноязычное образование как целостный педагогический процесс.  Иноязычное образование как ценность. Иноязычное образование как деятельность. Иноязычное образование как результат. Специфика современной межкультурной парадигмы иноязычного образования, ее связь с антропоцентрической парадигмой в лингвистике. Формирование «третьей» культуры личности. Принципы межкультурно ориентированного обучения.

 

Тема 2. Специфика языкового образования в вузе

 

Цели, содержание и средства обучения иностранным языкам в вузе. Технологии обучения иностранным языкам в вузе. Проблемное обучение. Концентрированное обучение. Модульное обучение. Развивающее обучение. Дифференцированное обучение. Активное (контекстное) обучение. Игровое обучение.

 

Тема 3. Проблемы формирования коммуникативной компетенции в системе вузовского иноязычного образования

 

Коммуникативные компетенции как объект научного исследования. Требовании к подготовке студента в современном вузе. Концептуальные подходы к формированию коммуникативных компетенции в вузе. Методы формирования и развития коммуникативных компетенции. Система оценки уровни сформированное коммуникативных компетенции студентов вуза.

 

Практическая работа по теме: применение одного из методов развития коммуникативных компетенций на занятии в средней/высшей школе.

 

Тема 4. Проблемы формирования межкультурной компетенции в системе вузовского иноязычного образования

 

Природа межкультурной компетенции. Структура межкультурной компетенции. Лингвистическая компетенция. Грамматическая компетенция. Социокультурная компетенция. Дискурсивная компетенция.  Стратегическая компетенция.

 

Практическая работа по теме: организация занятия в средней/высшей школе по формированию одного из компонентов межкультурной компетенции.

 

Тема 5. Проблемы организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка

 

Подходы к понятию «самостоятельная работа» в педагогической литературе. Принципы организации самостоятельной работы. Факторы готовности студентов к самостоятельной работе. Формы организации самостоятельной работы. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Проблема оценки результатов самостоятельной работы.

 

Тема 6. Развитие критического мышления в языковом образовании

Определение критического мышления. Состав критического мышления. Особенности критического мышления и его отличия от других видов мышления. Проблема формирования умений, необходимых для критического мышления. Этапы занятия с использованием критического мышления. Приемы и стратегии для каждого этапа. Формирование критического мышления в ходе обучения различным видам речевой деятельности.

Практическая работа по теме: применение одной из технологий развития критического мышления на занятии в средней/высшей школе.

Тема 7. Проблема оценки качества языкового образования.

Индивидуально-личностный, общественно-государственный, общецивилизационный уровни оценки результата языкового образования. Проблема объективности педагогических измерений. Противоречие между принципами антропоцентрического подхода к иноязычному образованию и тенденцией к унификации языкового тестирования.  Проблема валидности и надежности контрольно-измерительных материалов.