Целью освоения дисциплины «Современные проблемы науки и образования (часть 2)» является ознакомление магистрантов с основными проблемами иноязычного образования.
Задачей освоения дисциплины является формирование у магистранта умения выделять проблемы образовательного процесса и предлагать стратегии их решения.
Перечень осваиваемых компетенций: УК-1, УК-3
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Номер семестра |
Учебные занятия
|
Форма промежуточной аттестации |
||||||
Всего |
Лекции, час |
Практические занятия, час |
Лабораторные занятия, час |
Часы на практическую подготовку |
Самостоят. работа, час |
|||
Трудоемк. |
||||||||
Зач. ед. |
Часы |
|||||||
3 |
3 |
108 |
4 |
14 |
- |
6 |
57 |
Экзамен |
Итого: |
3 |
108 |
4 |
14 |
- |
6 |
57 |
27 |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)
Тема 1. Понятие иноязычного образования
Различные подходы к термину «иноязычное образование». Иноязычное образование как целостный педагогический процесс. Иноязычное образование как ценность. Иноязычное образование как деятельность. Иноязычное образование как результат. Специфика современной межкультурной парадигмы иноязычного образования, ее связь с антропоцентрической парадигмой в лингвистике. Формирование «третьей» культуры личности. Принципы межкультурно ориентированного обучения.
Тема 2. Специфика языкового образования в вузе
Цели, содержание и средства обучения иностранным языкам в вузе. Технологии обучения иностранным языкам в вузе. Проблемное обучение. Концентрированное обучение. Модульное обучение. Развивающее обучение. Дифференцированное обучение. Активное (контекстное) обучение. Игровое обучение.
Тема 3. Проблемы формирования коммуникативной компетенции в системе вузовского иноязычного образования
Коммуникативные компетенции как объект научного исследования. Требовании к подготовке студента в современном вузе. Концептуальные подходы к формированию коммуникативных компетенции в вузе. Методы формирования и развития коммуникативных компетенции. Система оценки уровни сформированное коммуникативных компетенции студентов вуза.
Практическая работа по теме: применение одного из методов развития коммуникативных компетенций на занятии в средней/высшей школе.
Тема 4. Проблемы формирования межкультурной компетенции в системе вузовского иноязычного образования
Природа межкультурной компетенции. Структура межкультурной компетенции. Лингвистическая компетенция. Грамматическая компетенция. Социокультурная компетенция. Дискурсивная компетенция. Стратегическая компетенция.
Практическая работа по теме: организация занятия в средней/высшей школе по формированию одного из компонентов межкультурной компетенции.
Тема 5. Проблемы организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка
Подходы к понятию «самостоятельная работа» в педагогической литературе. Принципы организации самостоятельной работы. Факторы готовности студентов к самостоятельной работе. Формы организации самостоятельной работы. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Проблема оценки результатов самостоятельной работы.
Тема 6. Развитие критического мышления в языковом образовании
Определение критического мышления. Состав критического мышления. Особенности критического мышления и его отличия от других видов мышления. Проблема формирования умений, необходимых для критического мышления. Этапы занятия с использованием критического мышления. Приемы и стратегии для каждого этапа. Формирование критического мышления в ходе обучения различным видам речевой деятельности.
Практическая работа по теме: применение одной из технологий развития критического мышления на занятии в средней/высшей школе.
Тема 7. Проблема оценки качества языкового образования.
Индивидуально-личностный, общественно-государственный, общецивилизационный уровни оценки результата языкового образования. Проблема объективности педагогических измерений. Противоречие между принципами антропоцентрического подхода к иноязычному образованию и тенденцией к унификации языкового тестирования. Проблема валидности и надежности контрольно-измерительных материалов.
- Учитель: Юлия Лобина