Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Актуальные направления лингвистических исследований» относится к дисциплинам части, формируемой участниками образовательных отношений, Блока 1. Дисциплины (модули) модуля Современные проблемы коммуникативистики, филологии и лингводидактики учебного плана основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) образовательной программы «Иностранный язык и межкультурная коммуникация», очной формы обучения.
Дисциплина опирается на результаты обучения, сформированные в рамках теоретических дисциплин лингвистического цикла учебного плана бакалавриата.
Результаты изучения дисциплины являются основой для изучения дисциплин и прохождения практик: Теория аргументации в исследовательской деятельности, Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы, Учебная практика (научно-исследовательская работа) по модулю Методология исследования в образовании, Производственная практика (научно-исследовательская работа) по модулю Технология представления научных результатов, Производственная практика (преддипломная), а также для подготовки к сдаче и сдачи государственного экзамена, выполнения и защиты выпускной квалификационной работы.
Целью освоения дисциплины «Актуальные направления лингвистических исследований» является подготовка магистранта к проведению научных исследований в области лингвистики.
Задачей освоения дисциплины является формирование у магистранта целостного представления об современных тенденциях развития языкознания.
Перечень осваиваемых компетенций: УК-1, ПК-5
1. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Номер семестра |
Учебные занятия
|
Форма промежуточной аттестации |
|||||
Всего |
Лекции, час |
Практические занятия, час |
Лабораторные занятия, час |
Самостоят. работа, час |
|||
Трудоемк. |
|||||||
Зач. ед. |
Часы |
||||||
1 |
2 |
72 |
2 |
16 |
- |
54 |
зачёт |
Итого: |
2 |
72 |
2 |
16 |
- |
54 |
|
2. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) Тема 1. Дисциплинарно-методологическая структура современной лингвистики
Разделы и аспекты языкознания. Частное, общее и сравнительное языкознание. Внешняя и внутренняя лингвистика. Диахроническое и синхроническое исследование языка.Теоретическое и прикладное языкознание. Структура языковой системы. Модели языковой системы в разных исследовательских парадигмах. Структурная модель. Функциональная модель. Социолингвистическая модель. Основные этапы развития языкознания. Ведущие школы и направления современного языкознания.
Тема 2. Традиционные методики в лингвистике
Дисциплинарные непарадигмальные методы и методики лингвистики. Гипотетико-дедуктивный метод. Описательный метод изучения языка. Наблюдение, обобщение, интерпретация, классификация. Лингвистический эксперимент. Количественные методы изучения языка. Квантитативная лингвистика. Математическая лингвистика. Лингвостатистический метод и его методики. Достоверность результатов лингвостатистического исследования. Дистрибутивный анализ. Сегментация, идентификация, дистрибуция, субституция, реконструкция, классификация. Модели дистрибуции: контрастивная дистрибуция, дополнительная дистрибуция, дистрибуция свободного варьирования. Валентностный анализ. Термин «валентность». Общая концепция валентности. Стадии валентностного анализа. Внутренняя (словообразовательная) и внешняя валентность слова. Контекстологический анализ. Контекстная семантика. Лексический, синтаксический, морфолого-синтаксический, конструктивный и смешанный контексты.
Тема 3. Сопоставительные и структурные методики
Сравнительно-исторический метод в языкознании. Историко-сравнительный метод. Генетическое тождество. Методика внутренней реконструкции. Методика относительной хронологии и глоттохронологии. Генеалогическая классификация. Лингвистический компаративизм. Контрастивная и конфронтативная лингвистика. Типология языков и лингвистика универсалий. Ареальное направление. Конвергенция. Языковые союзы.
Тема 4. Когнитивно-дискурсивная парадигма в современной лингвистике
Основные направления современной когнитивной лингвистики в отечественном языкознании: культурологическое, лингвокультурологическое, логическое, философско-семиотическое – исследуются когнитивные основы знаковости, индивидуально-речевое, семантическое, семантико-когнитивное. Понятия концепта, концептуализации, категоризации, концептосферы, когнитивной базы, ментальных репрезентаций. Методы и приемы семантико-когнитивного описания концептов. Методики анализа категорий. Прототипическая семантика. Когнитивная грамматика Р.У. Лангакера. Фреймовая семантика Ч. Филлмора. Когнитивная семантика Р. Джекендоффа. Модели ментальной репрезентации. Понятие дискурса. Алгоритм анализа дискурса. Дискурс-анализ как междисциплинарное направление функциональной лингвистики. Дискурс-анализ как современный метод исследования коммуникативных процессов. Прикладное исследование дискурса и анализ текста. «Междисциплинарная» модель дискурс-анализа.
Тема 5. Методология междисциплинарных лингвистических исследований
Основные направления психолингвистики: ассоциативное, трансформационное, деятельностное. Постулаты психолингвистики. Производство речи. Восприятие речи. Формирование речи. Интериоризация. Психолингвистический метод. Ассоциативный эксперимент (свободный, направленный, цепочечный). Метод семантического дифференциала. Методика дополнения. Методика заканчивания предложения. Методы косвенного исследования психосемантики. Градуальное шкалирование. Методика определения грамматической правильности. Опросники и тесты. Методика прямого толкования слова. Методики различных классификаций. Подходы к исследованию связи языка и общества: социолингвистика как регулярное соответствие языковых и социальных структур, социолингвистика как взаимное влияние языка и общества, бихевиоризм. Понятия социального фактора, языковой ситуации, функциональной нагрузки языков. Формы существования языка. Языковая политика и языковое строительство. Методики, приемы и процедуры социолингвистического анализа: методики и приемы сбора материала, методики и приемы анализа, методики верификации результатов. Полевые исследования, дистантные исследования.
- Учитель: Юлия Лобина