Дисциплина «Практика устной и письменной речи (французский (второй) язык)» относится к дисциплинам обязательной части Блока 1. Дисциплины (модули) Предметно-методического модуля «Французский язык» учебного плана основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) образовательной программы «Иностранный (английский) язык. Иностранный (французский) язык» очной формы обучения.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Цель дисциплины - формирование у студентов лингвистической, коммуникативной и лингвострановедческой компетенции. Курс направлен на овладение навыками устной и письменной речи, развитие способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. Большое внимание уделяется обеспечению культуроведческой направленности обучения, дальнейшему приобщению студентов к культуре стран изучаемого языка, лучшему осознанию культуры своей собственной страны, умению представить её средствами иностранного языка, включению студентов в диалог культур.
Задачи дисциплины:
- формирование у студентов представления о фонетическом, лексическом, грамматическом строе французского языка;
- обогащение студентов страноведческими и лингвострановедческими знаниями о стране изучаемого языка;
- ознакомление студентов с особенностями речевого поведения и этики в стране изучаемого языка, развитие умения выходить из положения в условиях языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
- углубление способности и готовности студентов к самостоятельному непрерывному изучению языка, дальнейшему самообразованию и самооценке;
- просмотр телепередач и кинофильмов на иностранном языке; направленность на расширение общекультурного и филологического кругозора студентов, формирование у них активной жизненной позиции.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам
учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Номер семестра |
|
Учебные занятия
|
Форма промежуточной аттестации |
||||||
Всего |
Лекции, час. |
Практические занятия, час. |
в т. ч. практическая подготовка, час. |
Лабораторные занятия, час. |
в т. ч. практическая подготовка, час. |
Самостоят. работа, час. |
|||
Трудоемк. |
|||||||||
Зач. ед. |
Часы |
||||||||
2 |
2 |
72 |
- |
- |
- |
32 |
- |
40 |
зачет |
3 |
2 |
72 |
- |
- |
- |
32 |
- |
40 |
зачет |
4 |
4 |
144 |
- |
- |
- |
64 |
- |
53 |
Экзамен (27) |
5 |
2 |
72 |
- |
- |
- |
32 |
- |
40 |
зачет |
6 |
5 |
180 |
- |
- |
- |
80 |
- |
73 |
Экзамен (27) |
7 |
3 |
108 |
- |
- |
- |
48 |
- |
33 |
Экзамен (27) |
Итого: |
18 |
648 |
- |
- |
- |
288 |
- |
279 |
81 |
Краткое описание содержания тем (разделов) дисциплины
2 семестр
1. Вводно-фонетический курс французского языка.
Понятие о звуковой и письменной формах языка. Различие между звуком и буквой. Понятие о гласных и согласных звуках. Основные принципы классификации согласных звуков. Основные принципы классификации гласных звуков. Артикуляция звуков. Понятие о словесном и фразовом ударении. Понятие об интонации. Интонация повествовательного предложения. Понятие о смысловой группе. Выполнение фонетических упражнений. Интонация обращения. Правила слогоделения.
2. Мой рабочий день. Время. Рабочие часы. Режим приема пищи.
3. Моя семья. Семейные торжества. Занятия после учебы. Прогулки, поездки по городу. Хобби. Клубы по интересам. В гостях (на дне рождения).
3 семестр
1. Учеба в университете. На уроке французского языка. В фонолаборатории. У расписания. На экзамене. Обиходные классные выражения.
2. Квартира. Городской дом. Дом в деревне. Квартира в многоэтажном доме.
3. Еда. Кафе. Ресторан. Продовольственный магазин.
4. Покупки. Универмаг. Рынок. Одежда. Денежные единицы.
4 семестр
1. Город. Ориентация в городе. Виды городского транспорта. Достопримечательности Москвы, Ульяновска
2. Путешествие на поезде, самолете, корабле, автомобиле. На таможне. Размещение в гостинице.
3. Время года. Погода.
5 семестр
1. Визит к врачу. Название болезней. Медицинское страхование. В аптеке. Вредные привычки.
2. Виды спорта. Здоровый образ жизни. Правильное питание.
3. Личность. Описание внешности и характеристика личности. Восприятие людей. Настроения и чувства. Межличностные отношения. Типы характеров. Ситуации и проявление эмоций.
4. Посещение библиотеки.
6 Семестр
1. Кино, посещение кинотеатра, любимые кинофильмы. История кинематографа. Всемирно известные режиссеры. Жанры современного кино. Кинокритика. Будущее кинематографа.
2. Театр, театральная постановка, оценка драматического произведения, театральной постановки.
3. Музыка в жизни человека. Музыкальные направления. Великие музыканты.
7 семестр
1. Иностранные языки и проблемы их изучения. Роль иностранного языка в жизни современного человека.
2. Система образования во Франции и России. Школа, школьная практика.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Материалы, используемые для текущего контроля успеваемости
обучающихся по дисциплине
Общий объем самостоятельной работы студентов по дисциплине включает аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов в течение семестра.
Аудиторная самостоятельная работа осуществляется в таких формах: 1) выполнить задания, связанные с грамматической темой; 2) выполнить лексико-грамматические упражнения; 3) выполнить задания по речевой тематике курса (составить ситуацию, тему, написать сочинение; 4) выполнения тестовых заданий по дисциплине.
Внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется в формах:
- выучить активные слова и выражения по теме;
- прочитать текст,
- подготовить ответы на вопросы,
- выполнить задания, связанные с лексикой;
- подготовить пересказ и комментарий текста
При подготовке к вышеперечисленным занятиям следует пользоваться основной и дополнительной литературой, литературой по домашнему чтению, газетами и журналами, Интернет-ресурсами. При подготовке индивидуального домашнего чтения студент индивидуально подбирает произведение в соответствии с рекомендациями преподавателя (неадаптированное произведение франкоязычной литературы). При подготовке к контрольным работам и экзаменам следует обратить внимание на учебные пособия, разъясняющие некоторые аспекты дисциплины.
Для самостоятельной подготовки к занятиям по дисциплине рекомендуется использовать учебно-методические материалы:
1. Безгина Ю.С., Суходоева Т.А. Разговорные темы по французскому языку: учебно-методическое пособие.– Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2017. – 31 с.
Перечень вопросов к зачету
2 семестр
1. Мой рабочий день. Время.
2. Рабочие часы. Режим приема пищи.
3. Моя семья. Семейные торжества.
4. Занятия после учебы. Прогулки, поездки по городу.
5. Хобби. Клубы по интересам.
6. В гостях (на дне рождения).
3 семестр
1. Учеба в университете.
2. На уроке французского языка.
3. На экзамене.
4. Квартира. Городской дом.
5. Дом в деревне.
6. Квартира в многоэтажном доме.
7. Еда. Кафе. Ресторан.
8. Продовольственный магазин.
9. Покупки. Универмаг. Рынок. Одежда.
10. Денежные единицы.
5 семестр
1. Визит к врачу. Название болезней.
2. Медицинское страхование.
3. В аптеке.
4. Вредные привычки.
5. Виды спорта.
6. Здоровый образ жизни.
7. Правильное питание.
8. Личность. Описание внешности и характеристика личности. Восприятие людей. Настроения и чувства.
9. Межличностные отношения. Типы характеров. Ситуации и проявление эмоций.
10. Посещение библиотеки.
ОС-7 Экзамен в форме устного собеседования по вопросам
4, 6, 7 семестры
Структура устного экзамена включает:
1. Изучающее чтение художественного текста объемом 2000-2500 печ.зн. с последующим определением темы, коммуникативного намерения автора, а также выражением основных мыслей, существенных деталей, собственной оценкой прочитанного.
2. Монологическое высказывание по тематике курса с дальнейшей беседой с преподавателем. В процессе беседы проверяется информированность студента по тематике курса, умение отстаивать свою точку зрения, убедить собеседника, быть инициативным партнером, решать определенные коммуникативные задачи.
3. Перевод предложений с русского на французский язык, включающих пройденный лексический и грамматический материал (без подготовки).
Критерии
оценивания работы обучающегося по итогам 4 семестра Оценка Баллы (4 ЗЕ) «отлично» 361-400 «хорошо» 281-360 «удовлетворительно» 201-280 «неудовлетворительно» менее 200 Критерии
оценивания работы обучающегося по итогам 6 семестра Оценка Баллы (5 ЗЕ) «отлично» 451-500 «хорошо» 351-450 «удовлетворительно» 251-350 «неудовлетворительно» менее 250 Критерии оценивания работы обучающегося по итогам 7 семестра Оценка Баллы 3ЗЕ «отлично» 271-300 «хорошо» 211-270 «удовлетворительно» 151-210 «неудовлетворительно» менее 150 Критерии
оценивания работы обучающегося по итогам 2, 3, 5 семестров Баллы (2 ЗЕ) «зачтено» более 100 «не зачтено» 100 и менее
Методические рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины
Дисциплина «Практика устной и письменной речи (французский (второй) язык)» ставит своей целью сформировать у обучающихся лингвистической, коммуникативной и лингвострановедческой компетенции. Данные компетенции формируются на практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы. К занятиям домашнему чтению следует готовиться заблаговременно, распределяя свое время между чтением текста по домашнему чтению, подготовкой специально разработанных заданий изучением новых слов и выражений. Задания даются преподавателем за неделю до предполагаемого занятия. Готовясь к занятиям по устной практике, необходимо отводить ежедневно не менее двух-трех часов на подготовку, так как выполнение упражнений требует повторения пройденного на предыдущих курсах (грамматический материал, подготовка разговорных тем обсуждение проблемных вопросов по теме).
При подготовке к занятиям по устной практике следует: 1) выучить активные слова и выражения по теме; 2) выполнить задания, связанные с грамматической темой; 3) выполнить лексико-грамматические упражнения; 4) выполнить задания по речевой тематике курса (составить ситуацию, тему, написать сочинение и т.п.)
При подготовке к занятиям по домашнему чтению следует: 1) выучить активные слова и выражения, 2) прочитать текст, 3) подготовить ответы на вопросы, 4) выполнить задания, связанные с лексикой; 5) подготовить пересказ и комментарий текста.
При подготовке к вышеперечисленным занятиям следует пользоваться основной и дополнительной литературой, литературой по домашнему чтению, газетами и журналами, Интернет-ресурсами. При подготовке индивидуального домашнего чтения студент индивидуально подбирает произведение в соответствии с рекомендациями преподавателя (неадаптированное произведение франкоязычной литературы). При подготовке к контрольным работам и экзаменам следует обратить внимание на учебные пособия, разъясняющие некоторые аспекты дисциплины.
Лабораторные занятия – важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. Именно на лабораторно-практическом занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала.
Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия. Результаты выполнения лабораторных работ оцениваются в баллах, в соответствии с балльно-рейтинговой системой университета.
Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, аудиовизуальными источниками.
Текущая проверка темы осуществляется в ходе выполнения работы на занятиях в ходе парного, группового обсуждения, дискуссии и на консультациях. Для оказания помощи в самостоятельной работе проводятся индивидуальные консультации.
Подготовка к тесту.
При подготовке к тесту необходимо изучить теоретический материал по дисциплине. С целью оказания помощи студентам при подготовке к тесту преподавателем проводится групповая консультация с целью разъяснения наиболее сложных вопросов лексического и грамматического материала.
Основной формой итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине «Практика устной и письменной речи (французский (второй) язык)» является экзамен после 4, 6, 7 семестров.
Основная литература
1. Беликова, Г. В. Французский язык: говорим, пишем, мыслим=LeFrançais :parler, écrire, réfléchir : учебное пособие / Г. В. Беликова, О. А. Кулагина ; Московский педагогический государственный университет. – Москва : Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2018. – 248 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1020590
2. Скорик, Л. Г. Французский язык: практикум по развитию навыков устной речи : [16+] / Л. Г. Скорик ; Московский педагогический государственный университет. – Москва : Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2017. – 296 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=599106
3. Иванченко, А. И. Французский язык: повседневное общение. Практика устной речи : [16+] / А. И. Иванченко. – Санкт-Петербург : КАРО, 2020. – 376 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=610813
Дополнительная литература
1.Назарян, А. Г. Почему так говорят по-французски: Происхождение и толкование идиоматических выражений / А. Г. Назарян ; отв. ред. О. А. Хортик ; Академия наук СССР, Кафедра иностранных языков. – Москва : Наука, 1968. – 348 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426801
2. Сотникова, Т. В. Аргументация: основные понятия, тексты и упражнения : учебное пособие : [16+] / Т. В. Сотникова ; Тюменский индустриальный университет. – Тюмень : Тюменский государственный университет, 2011. – 72 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=574031
Интернет-ресурсы
1. http://dico.isc.cnrs.fr/dico/fr/chercher
2. http://grammaire.reverso.net/
3. http://www.larousse.fr/dictionnaires
4. http://www.lexilogos.com/bibliotheque.htm
5. http://www.lexilogos.com/encyclopedie.htm
7. http://grammaire.cordial-enligne.fr/francais.htm
8. http://dictionnaire.sensagent.com/dictionnaire/fr-fr/
- Teacher: Дёмина Мария