Дисциплина «Аналитическое чтение (второй иностранный язык)» относится к дисциплинам Блока 1. Дисциплины (модули) части, формируемой участниками образовательных отношений, литературоведческого модуля учебного плана основной образовательной программы – программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) образовательной программы – «Иностранный (английский) язык. Иностранный (французский) язык», очной формы обучения.
Дисциплина опирается на результаты обучения, сформированные в рамках освоения дисциплин учебного плана, изучаемых обучающимися в 1-8 семестрах: «Иностранный язык», «Введение в языкознание», «Лингвострановедение и страноведение (второй иностранный язык)», «Зарубежная литература (второй иностранный язык)», «Лексикология (второй иностранный язык)», «Язык современных средств массовой информации (второй иностранный язык)», «Перевод публицистических текстов (второй иностранный язык)»
Результаты изучения дисциплины являются основой для изучения дисциплины «Практикум по культуре речевого общения (второй иностранный язык)», для подготовки к сдаче государственного экзамена.
Целью учебной дисциплины является формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций, лингвистической, коммуникативной и лингвострановедческой компетенции.
Основными задачами дисциплины являются: ознакомление обучающихся с произведениями франкоязычной литературы; с приемами анализа художественного текста; развитие навыков аналитического чтения; ознакомление студентов с особенностями структуры художественных текстов на французском языке; формирование умений неподготовленной устной речи при обсуждении прочитанного. Занятия по аналитическому чтению строятся на материале оригинальных художественных произведений франкоязычных авторов.Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Номер семестра |
Учебные занятия |
Форма итоговой аттестации |
|||||
Всего |
Лекции, час |
Лабораторные занятия, час |
Практическ. Занятия, час |
Самостоят. Работа,час |
|||
Трудоемк. |
|||||||
Зач. ед. |
Часы |
||||||
9 |
2 |
72 |
- |
- |
32 |
40 |
зачёт |
Итого: |
2 |
72 |
- |
- |
32 |
40 |
зачёт |
Краткое описание содержания тем (разделов) дисциплины
Тема 1.
Принципы и задачи аналитического чтения художественного текста.
Биография H.Troyat.
Тема 2.
Основные направления анализа художественного текста.
Текст H.Troyat “Les Eygletière”
Тема 3.
Языковые средства выражения коммуникации и метакоммуникации в тексте.
Создание образов действующих лиц в художественном произведении.
Chapitres 1-5.
Тема 4.
Лексические единицы выразительности художественной речи.
Лексические образные средства.
Chapitres 6-10
Тема 5.
Грамматическое построение художественного текста.
Chapitres 11-15
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Самостоятельная работа студентов является особой формой организации учебного процесса, представляющая собой планируемую, познавательно, организационно и методически направляемую деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую без прямой помощи преподавателя. Самостоятельная работа студентов является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям и зачету.
Общий объем самостоятельной работы студентов по дисциплине включает аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов в течение семестра. Аудиторная работа осуществляется в следующих формах: ответы на вопросы преподавателя к тексту, анализ и обсуждение проблематики текста; подготовка монологического высказывания (анализа текста) и т.п. Внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется в следующих формах: прочитать текст, подготовить ответы на вопросы к тексту; прочитать текст, подготовить пересказ и комментарий текста; подготовить анализ текста (выступление перед группой, монологическое высказывание) и др.
При подготовке к занятиям следует пользоваться основной и дополнительной литературой, Интернет-ресурсами.
Материалы, используемые для текущего контроля успеваемости
обучающихся по дисциплине
Примерные задания для аудиторной работы
1. Знакомство с текстовым материалом: чтение аутентичного художественного текста / отрывка из художественного текста;
2. Перевод на русский язык текста / абзаца / отрывка из текста;
3. Пересказ художественного текста на основе заданной речевой ситуации;
4. Анализ, интерпретация и оценка прочитанного текста во время группового обсуждения;
5. Подготовка к монологическому высказыванию (анализу текста);
6. Монологическое высказывание (анализ текста) по проблематике прочитанного.
Тематика выступлений перед группой
1. Жизнь и творчество французского писателя Анри Труайя.
2. Своеобразие индивидуального авторского стиля Анри Труайя.
3. Художественное своеобразие произведений Анри Труайя.
4. Жизнь и творчество бельгийской писательницы Ф.Бастья.
5. Своеобразие индивидуального авторского стиля Ф.Бастья.
6. Художественное своеобразие произведений Ф.Бастья.
7. Значение литературного наследия Анри Труайя для французской литературы.
8. Творческое наследие М.Карема для детской литературы.
9. Литература заморских территорий и департаментов Франции.
Для самостоятельной подготовки к занятиям по дисциплине рекомендуется использовать учебно-методические материалы:
1. Миронова Е.А., Привалова Е.А. «Практикум по переводу. Французский язык» для студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Квалификация (степень) выпускника: бакалавр - Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н.Ульянова», 2018. – 47 с.
2. Богодист В.И. Методические рекомендации по аналитическому чтению. – Ульяновск, 2008. – 19 с.
Критерии оценивания знаний обучающихся по дисциплине
Формирование балльно-рейтинговой оценки работы обучающихся
|
|
Посещение практических занятий |
Работа на практических занятиях |
Зачёт |
9 семестр |
Разбалловка по видам работ |
16 х 1=16 баллов |
152 балла |
32 балла |
Суммарный макс. балл |
16 баллов max |
168 балла max |
200 баллов max |
Критерии оценивания работы обучающегося по итогам 9 семестра
|
Баллы (2 ЗЕ) |
«зачтено» |
более 100 |
«не зачтено» |
100 и менее |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Изучение дисциплины «Аналитическое чтение (второй иностранный язык)» предполагает знакомство обучающихся с творчеством франкоязычных авторов, а также с особенностями текста. Курс учит обучающихся аналитическому чтению, т.е. осмыслению и анализу прочитанной литературы.
Методы проведения практических занятий весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные упражнения / групповое обсуждение, подготовка сообщений по отдельным вопросам темы, выступления перед группой и т.д.
Начинать подготовку к занятию следует с прочтения заданного произведения / отрывка художественной литературы. Необходимо проанализировать представленный материал, найти ответы на поставленные вопросы. В целях систематизации и прочного усвоения материала рекомендуется составлять схемы пересказа и анализа текста, записывать тезисы, выписать и выучить языковой материал текста, необходимый для последующего анализа. Обучающимся рекомендуется сначала записать коммуникативное высказывание (ответ на вопрос, пересказ / анализ текста и др.), затем отработать это высказывание в устной форме. При подготовке пересказа текста основной упор необходимо делать на употребление в пересказе активной лексики и по возможности строить на её основе свои собственные предложения, не стремясь механически воспроизвести текст полностью. Данный вид работы предполагает понимание прочитанных произведений, усвоение языкового материала текста, выполнение заданий по его закреплению, пересказ и анализ прочитанного, подготовку выступления по завершению чтения произведения.
В качестве источника для подготовки к занятию можно использовать любые учебные пособия, как из списка основной, так и дополнительной литературы, как на французском, так и на русском языках, однако ответ на занятии должен быть сформулирован на французском языке. При оценивании ответа преподаватель оценивает его полноту и правильность, а также грамотность речи и степень ее соответствия литературным нормам французского языка. К каждому занятию необходимо готовиться заранее в связи с большим объемом рассматриваемого материала.
Курс обучения дисциплине завершается зачетом. При оценивании работы обучаемого учитываются не только полнота и правильность ответа на зачете, но также степень активности на занятиях, количество и качество подготовленных высказываний. Результаты работы студента оцениваются в баллах, в соответствии с балльно-рейтинговой системой университета.
Основная литература
1. Балли Ш. Упражнения по французской стилистике / Ш. Балли. - 2-е изд., стер. - М. : УРСС, 2004. (Библиотека УлГПУ)
2. Хованская З.И. Стилистика французского языка : учеб. для вузов по спец. "Лингвистика и межкультурная коммуникация" / З.И. Хованская ; Л. Л. Дмитриева. - 2-е изд., испр. - М. : Высшая школа, 2004. (Библиотека УлГПУ)
3. Сырица Г.С. Филологический анализ художественного текста: учебное пособие. Издательство: Флинта, 2015 г. – 345стр. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=482633
4. Хрестоматия по курсу «Аналитическое чтение»: методические рекомендации для студентов 3-го и 4-го курсов по направлению подготовки бпкалавриата 050100 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Иностранный язык» / авт.-сост. Е.А. Суркова, Е.А. Шпиленя. – СПб.:Ноу «Институт специальной педагогики и психологии», 2014. – 120 стр. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=438757
Дополнительная литература, Интернет-ресурсы
- Балли Ш. Французская стилистика / Ш. Балли ; пер. с фр. К. А. Долинина; под ред. Е. Г. Эткинда; вступит. ст. Р. А. Будагова. - 2-е изд., стереотип. - М. : УРСС, 2001. - 392,[1] с. (Библиотека УлГПУ).
- Мосиенко,
Л. В. Лексикология
французского языка : теория и практика; учебное пособие / Л.В. Мосиенко. -
Оренбург : ОГУ, 2016. - 126 с. - ISBN 978-5-7410-1537-7.
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469370 - Кузнецова Т.Я. Чтение и интерпретация художественного текста : (Роман Э.Золя «Дамское счастье»): учебное пособие. – Издательство: САФУ, 2013. – 102 стр. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=436396
- Эсалнек А.Я. Основы литературоведения: анализ романного текста: учебное пособие. – Издательство «Флинта», 2017. – 102 стр.
- Teacher: Дёмина Мария