Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Практическая грамматика (французский язык)» относится к обязательной  части Блока 1 Дисциплины (модули) Предметно-методического модуля по профилю «Французский язык» учебного плана основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) образовательной программы «Иностранный (французский) язык / Иностранный (английский) язык», очной формы обучения.

Дисциплина опирается на результаты обучения, сформированные в рамках школьного курса «Иностранный язык» или соответствующих дисциплин среднего профессионального образования.

Результаты изучения дисциплины являются основой для изучения дисциплин и прохождения практик: «Практика устной и письменной речи (французский язык)», «Коммуникативный практикум (французский язык)», «Практикум по коммуникативной грамматике французского языка», «Теоретическая грамматика (французский язык)», «Методика обучения и воспитания (французский язык)» «Педагогическая практика по французскому языку».

Цель освоения дисциплины «Практическая грамматика (французский язык)» заключается в овладении грамматическими нормами иностранного языка, формировании лингвистической компетенции.

Задачами освоения дисциплины являются:

- формирование у студента представления  о грамматике как о науке, о грамматическом строе языка, о месте грамматического строя в общей системе языка, о двух основных разделах грамматики - морфологии и синтаксисе, а также о характерных чертах грамматического строя французского языка сравнительно с русским (родным).

- формирование у студента практического знания грамматического строя французского языка и прочных навыков грамматически правильной французской речи в её устной и письменной форме.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

 

 

Номер семестра

Учебные занятия

 

Форма промежуточной  аттестации

Всего

Лекции, час

Практические

 занятия, час

Лабораторные занятия, час

Самостоят. работа, час

Трудоемк.

Зач. ед.

Часы

1

3

108

-

-

48

33

экзамен

(27)

2

3

108

-

-

48

33

экзамен

(27)

3

2

72

-

-

32

40

зачет

4

4

108

-

-

64

53

экзамен

(27)

Итого:

12

396

-

-

192

159

81

 

Краткое содержание курса (1 семестр)

Тема 1. Простое предложение. Члены предложения Порядок слов.

Распространенное и нераспространенное предложение, двусоставное предложение, безличное предложение. Прямой и обратный порядок слов.

Тема 2. Основные типы предложений.

 Повествовательное, восклицательное, побудительное и вопросительное предложение.

Тема 3. Числительные.

 Порядковые и количественные числительные.

Тема 4. Имя существительное.

Множественное число имен существительных. Род имен существительных.

Краткое содержание курса (2 семестр)

 Тема 5. Прилагательное.

Род и число прилагательных.

Тема 6. Детерминативы.

Определенный, неопределенный и частичный артикли (значение артикля). Притяжательные и указательные прилагательные.

Тема 7. Местоимения. Классификация местоимений.

Личные, приглагольные, возвратные, относительные местоимения.

Тема 8. Глагол.

Типы спряжения французских глаголов. Управление глаголов. Самостоятельные и вспомогательные глаголы. Местоименные глаголы. Безличная форма глагола. Простые, сложные времена: Présent, Futur immédiat, Passé immédiat. Повелительное наклонение.

Краткое содержание курса (3 семестр)

Тема 9. Глагол.

Типы спряжения французских глаголов. Переходные и непереходные глаголы. Простые, сложные времена: Futur simple, Imparfait, Passé composé, Plus-que-parfait, Futur dans le passé. Наклонения: изъявительное, условное: si + présent, + futur simple. Страдательный залог. Согласование времен.

Тема 10. Имя прилагательное и наречие.

Степени сравнения прилагательных. Способы образования наречий. Степени сравнения наречий.

Краткое содержание курса (4 семестр) 

Тема 11. Futur antérieur и Passé antérieur.

 Образование и употребление.

Тема 12. Артикль.

Употребление артикля перед исчисляемыми существительными. Артикль перед неисчисляемыми существительными. Артикль перед абстрактными существительными. Употребление частичного артикля. Артикль перед именами собственными. Случаи замены артикля предлогом “de”.

Тема 13. Относительные местоимения.

 Простые и сложные формы. Que, qui, quoi, dont, lequel, laquelle, lesquels, lesquelles.

Тема 14. Указательные местоимения.

Простые и сложные формы. Значения, употребление.

Тема 15. Притяжательные местоимения.

Тема 16. Неопределенные местоимения.

Quelque, quelqu’un ; chaque, chacun; aucun; tel; autre; certain; meme; tout. Ça, сe, сeci, сela.


Примерный перечень вопросов к экзамену 

 

1.      Сonjugaison des verbes du I groupe.

2.      Сonjugaison des verbes du II groupe.

3.      Сonjugaison des verbes du III groupe.

4.      Article : formes et valeurs.

5.      Adjectif démonstratif.

6.      Adjectif possessif.

7.      Phrase interrogative.

8.      Négation dans la phrase.

9.      Présent de l`indicatif

10.  Genre des noms

11.  Nombre des noms

12.  Impératif

13.  Temps immédiats

14.  Pronoms atones.

15.  Pronoms toniques

16.  Absence de l`article

17.  Verbes pronominaux

18.  Article défini       

19.  Article indéfini

20.  Article partitif

21.  Futur simple

22.  Imparfait de l`indicatif

23.  Passé composé.

24.  Genre des adjectifs

25.  Nombres des adjectifs.

26.  Concordance des  temps

27.  Passif

28.  Degrés de comparaison des adjectifs et des adverbes

29.  Futur Antérieur

30.  Passé Antérieur

31.  Conditionnel présent

32.  Conditionnel passé

33.  Conditionnel dans une proposition indépendante

34.  Pronoms relatifs simples

35.  Pronoms relatifs composés

36.  Pronoms démonstratifs

37.  Pronoms possessifs

38.  Pronoms indéfinis: quelque, quelqu’un ; chaque, chacun.

39.  Pronoms indéfinis: aucun ; tel.

40.  Pronoms indéfinis: autre; certain.

41.  Pronoms indéfinis: meme ; tout.

42.  Pronoms indéfinis: Ça, сe, сeci, сela.

 

Примерный перечень вопросов к зачету 

1.    Verbes transitifs et intransitifs.

2.    Futur simple.

3.    Imparfait.

4.    Passé composé.

5.    Plus-que-parfait.

6.    Futur dans le passé.

7.    Forme passive du verbe.

8.    Concordance des temps de l’indicatif.

9.    Degrés de comparaison des adjectifs.

10.    Degrés de comparaison des adverbes.

11.    Adverbes (-ment, -amment, -emment).

12.    Conjugaison des verbes.

 В конце изучения дисциплины подводятся итоги работы студентов на практических занятиях путем суммирования заработанных баллов в течение семестра.


 

Методические рекомендации студенту

Успешное изучение курса требует от обучающихся активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.

При подготовке к практическим занятиям студент должен изучить теоретический материал по теме занятия (использовать конспект, изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, при необходимости дополнить конспект, делая в нем соответствующие записи из литературных источников). В случае затруднений, студенту следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.

Самостоятельная работа студентов включает несколько компонентов: подготовку теории и практических заданий (упражнений различного типа).

Осуществляя компетентное руководство самостоятельной работой студентов, преподаватель может использовать возможность подготовки студентов к педагогической практике, предоставляя им время на представление и объяснение грамматических правил и явлений. Проверка знаний осуществляется в форме тестов.

В начале практического занятия преподаватель знакомит студентов с темой, оглашает план проведения занятия, выдает задания. В течение отведенного времени на выполнение работы студент может обратиться к преподавателю за консультацией или разъяснениями. В конце занятия проводится прием выполненных заданий, собеседование со студентом.

Результаты выполнения практических зданий оцениваются в баллах, в соответствии с балльно-рейтинговой системой университета.

 

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

 

1.Варламова, О. Н. Практическая грамматика (французский язык) : учебное пособие / О. Н. Варламова. — Красноярск : СФУ, 2020. — 124 с. — ISBN 978-5-7638-4207-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/181566 (дата обращения: 16.03.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Когут В.И.
Le francais vite assimile: dialogues et exercices : Niveau intermediaire (HYPERLINK "http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=213317&sr=1"ФранцузскийHYPERLINK "http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=213317&sr=1" язык: диалоги и упражнения): учебное пособие– СПб: Антология – 2012. – 272с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_redHYPERLINK "http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=213317"&HYPERLINK "http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=213317"book_id=213317

3. Скорик Любовь Григорьевна

Грамматика французского языка. Теория и практика: Учебное пособие / Скорик Л.Г. - М.:МПГУ, 2014. - 240 с.: ISBN 978-5-4263-0140-5

http://znanium.com/bookread2.php?book=758091

 

Дополнительная литература

 

1.Сборник упражнений по грамматике французского языка : учебно-методическое пособие / составитель О. А. Смирнова. — Нижний Новгород : ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2015. — 50 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/152984 (дата обращения: 16.03.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Exercons-nous !: Учебное пособие по грамматике французского язык / Алиева Т.И., Беликова Г.В., Беляева Е. - М.:МПГУ, 2016. - 380 с. ISBN 978-5-4263-0234-1

http://biblioclub.ru/index.php?page=book_redHYPERLINK "http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=471546&sr=1"&HYPERLINK "http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=471546&sr=1"id=471546HYPERLINK "http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=471546&sr=1"&HYPERLINK "http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=471546&sr=1"sr=1

3. Глушкова, Е. Н. Изучай и совершенствуй. Грамматика французского языка : учебное пособие / Е. Н. Глушкова. — Екатеринбург : УГЛТУ, 2019. — 108 с. — ISBN 978-5-94984-714-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/142587 (дата обращения: 16.03.2022).