Дисциплина «Практический курс второго иностранного языка» относится к дисциплинам обязательной части Блока 1. Дисциплины (модули) предметно-методического модуля учебного плана основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) образовательной программы «Иностранный (английский) язык. Иностранный (французский) язык», очной формы обучения.
Дисциплина опирается на результаты обучения, сформированные в школьного курса «Иностранный язык»или соответствующих дисциплин среднего профессионального образования, а также ряда дисциплин учебного плана, изученных обучающимися в предыдущих семестрах: «Практическая грамматика», «Теоретическая фонетика», «Лексикология», «Стилистика».
Результаты изучения дисциплины «Практический курс второго иностранного языка»являются основой для изучения дисциплин и прохождения практик: «Теоретическая грамматика», «Зарубежная литература (второй иностранный язык)», «Аналитическое чтение (второй иностранный язык)», «Лингвострановедение и страноведение (второй иностранный язык)», Учебная (научно-исследовательская работа, получение первичных навыков научно-исследовательской работы) Курсовая работа №2,Производственная (педагогическая) Преподавательская по второму иностранному языку, Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена.
Перечень планируемых результатов обучения (образовательных результатов) по дисциплине
Цель дисциплины – формирование и закрепление полученных ранее знаний и навыков устного и письменного иноязычного общения на втором иностранном языке на основе развития лингвистической, прагматической и межкультурной компетенций, способствующих во взаимодействии с другими дисциплинами формированию профессиональных навыков студентов.
Задачи дисциплины:
- создание лингвистического компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов и представление студентов о фонетическом, лексическом, грамматическом строе второго иностранного языка;
- обогащение студентов страноведческими и лингвострановедческими знаниями о странах изучаемого языка: социокультурный компонент иноязычной коммуникативной компетенции;
- ознакомление их с особенностями речевого поведения и этики в стране изучаемого языка, развитие умения выходить из положения в условиях языковых средств при получении и передаче иноязычной информации – компенсаторный компонент иноязычной коммуникативной компетенции;
- формирование и закрепление полученных ранее навыков подготовленной и неподготовленной монологической и диалогической речи;
- закрепление и формирование коммуникативных навыков аудирования аутентичной французской речи;
- формирование умений аналитической работы над текстом и навыков адаптационной работы над письменным текстом (аннотирование, реферирование и т.п.);
- формирование умений продуктивной письменной речи (эссе, рецензия и т.д.);
- закрепление навыков чтения оригинальной литературы разной функционально-стилевой направленности.
- качественное совершенствование навыков и умений практического владения французским языком в основных формах и функциональных сферах его актуализации, основы которых были заложены на втором-третьем курсах;
- формирование и развитие способности и готовности к самостоятельному непрерывному изучению языка, дальнейшему самообразованию и самооценке.Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся:
Номер семестра |
Учебные занятия
|
Форма промежуточной аттестации |
|||||
Всего |
Лекции, час |
Практические занятия, час |
Лабораторные занятия, час |
Самостоят. работа, час |
|||
Трудоемк. |
|||||||
Зач. ед. |
Часы |
||||||
3 |
4 |
144 |
|
|
64 |
53 |
экзамен (27) |
4 |
4 |
144 |
|
|
64 |
53 |
экзамен (27) |
5 |
4 |
144 |
|
|
64 |
80 |
зачёт |
6 |
4 |
144 |
|
|
64 |
53 |
экзамен (27) |
7 |
2 |
72 |
|
|
32 |
40 |
зачёт |
8 |
3 |
108 |
|
|
48 |
33 |
экзамен (27) |
9 |
3 |
108 |
|
|
48 |
33 |
экзамен (27) |
10 |
4 |
144 |
|
|
64 |
53 |
экзамен (27) |
Итого: |
28 |
1008 |
|
|
448 |
398 |
162 |
Краткое описание содержания тем (разделов) дисциплины
Краткое содержание курса (3-А семестры)
2 курс
1. Вводно-фонетический курс иностранного языка.
Понятие о звуковой и письменной формах языка. Различие между звуком и буквой. Понятие о гласных и согласных звуках. Основные принципы классификации согласных звуков. Основные принципы классификации гласных звуков. Артикуляция звуков. Понятие о словесном и фразовом ударении. Понятие об интонации. Интонация повествовательного предложения. Понятие о смысловой группе. Выполнение фонетических упражнений. Интонация обращения. Правила слогоделения.
1. Учеба в университете. На уроке французского языка. В фонолаборатории. У расписания. На экзамене. Обиходные классные выражения.
2.Мой рабочий день. Время. Рабочие часы. Режим приема пищи.
3.Занятия после учебы. Прогулки, поездки по городу. Хобби. Клубы по интересам. В гостях (на дне рождения). Семейные торжества.
3 курс
1. Квартира. Городской дом. Дом в деревне. Квартира в многоэтажном доме.
2. Еда. Кафе. Ресторан. Продовольственный магазин.
3. Покупки. Универмаг. Рынок. Одежда. Денежные единицы.
4. Город. Ориентация в городе. Виды городского транспорта. Достопримечательности Москвы, Ульяновска
5. Путешествие на поезде, самолете, корабле, автомобиле. На таможне. Размещение в гостинице.
6. Время года. Погода.
4 курс
1. Визит к врачу. Название болезней. Медицинское страхование. В аптеке. Вредные привычки.
2. Виды спорта. Здоровый образ жизни. Правильное питание.
3. Личность. Описание внешности и характеристика личности. Восприятие людей. Настроения и чувства. Межличностные отношения. Типы характеров. Ситуации и проявление эмоций.
4. Посещение библиотеки.
5. Кино, посещение кинотеатра, любимые кинофильмы. История кинематографа. Всемирно известные режиссеры. Жанры современного кино. Кинокритика. Будущее кинематографа.
6. Театр, театральная постановка, оценка драматического произведения, театральной постановки.
7. Музыка в жизни человека. Музыкальные направления. Великие музыканты.
5 курс
1. Иностранные языки и проблемы их изучения. Роль иностранного языка в жизни современного человека.
2. Выбор профессии, профессия учителя. Хорошее образование – лучшие шансы в жизни. Система образования во Франции и России. Школа, школьная практика.
3. Проблемы молодежи: безработица, наркомания, девиантное поведение, конфликт поколений. Молодежь и общество
4. Искусство: архитектура, живопись, виды изобразительного искусства. Музей: в музее, виды музеев, экскурсия; картинная галерея. Искусство Франции. Париж и его музеи.
5. Экология и её проблемы. Человек и природа. Воздействие человека на окружающую среду. Природные и техногенные катастрофы.
6. Технический прогресс. Изобретения. Инновации. Технофобия и отторжение прогресса.
Общий объем самостоятельной работы студентов по дисциплине включает аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов в течение семестра.
Аудиторная самостоятельная работа осуществляется в таких формах: 1) выполнить задания, связанные с грамматической темой; 2) выполнить лексико-грамматические упражнения; 3) выполнить задания по речевой тематике курса (составить ситуацию, тему, написать сочинение; 4) выполнения тестовых заданий по дисциплине.
Внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется в формах:
- выучить активные слова и выражения по теме;
- прочитать текст,
- подготовить ответы на вопросы,
- выполнить задания, связанные с лексикой;
- подготовить пересказ и комментарий текста
При подготовке к вышеперечисленным занятиям следует пользоваться основной и дополнительной литературой, литературой по домашнему чтению, газетами и журналами, Интернет-ресурсами. При подготовке индивидуального домашнего чтения студент индивидуально подбирает произведение в соответствии с рекомендациями преподавателя (неадаптированное произведение франкоязычной литературы). При подготовке к контрольным работам и экзаменам следует обратить внимание на учебные пособия, разъясняющие некоторые аспекты дисциплины.
Перечень учебно-методических изданий кафедры
по вопросам организации самостоятельной работы обучающихся
1. Демина М.А. Учебно-методическая разработка по французскому языку. «Практикум по устной речи» / Сост. М.А.Демина. – Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 2017. – 38с.
2. Богодист В.И. Французско-русский словарь текстовых эквивалентов [Текст] : [более 2000 лексич. ед.] / В. И. Богодист ; УлГПУ им. И. Н. Ульянова. - Ульяновск : УлГПУ, 2007. - 112 с.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА и экзамена
ОС-5 Зачет в форме устного собеседования по вопросам
Примерный перечень вопросов к зачету
5 семестр
1. Моя квартира.
2. В агентстве по недвижимости.
3. В супермаркете.
4. В универмаге.
6. В столовой.
7 семестр
1. Париж.
2. Свободное время.
3. Морское путешествие, путешествие на машине.
4. Транспорт
ОС-6 Экзамен в форме устного собеседования
Примерный перечень вопросов к экзамену
3 семестр
1. Моя семья
2. День рождения.
4 семестр
1. Учеба в университете
2. Мой рабочий день.
3. Мой выходной день
6 семестр
1. Мой родной город.
2. Путешествие.
3.В туристической фирме.
4. Погода.
8 семестр
1. Профессия.
2. Спорт.
3. Здоровье
4. Почта. Телефон.
9 семестр
1. Какова роль средств массовой информации в жизни людей?
2. Какие периодические печатные издания Вы читаете и почему?
3. Читаете ли Вы региональную прессу? Чем содержание региональных газет отличается от содержания национальных?
4. Телевидение: зло или необходимость? Аргументируйте Ваш ответ.
5. Какие телевизионные передачи Вы смотрите? Почему?
6. Кино называют седьмым искусством, почему?
7. Почему экранизируют произведения известных писателей? Стоит ли это делать?
8. Фильмы отечественных кинематографистов на международных кинофестивалях.
9. Расскажите о последнем спектакле, который Вы посмотрели в драматическом театре нашего города.
10. Проблема отцов и детей, существует ли она? В чем она выражается?
11. В чем, по Вашему мнению, проблема наркомании?
12. Боитесь ли Вы безработицы? Почему?
13. Вы отдаете предпочтение классической или современной живописи? Почему?
14. Какой художественный музей произвел на Вас большое впечатление? Почему?
15. Живопись какого художника Вы больше всего любите?
10 семестр
1. Расскажите об экологических катастрофах двух последних лет.
2. Какие угрозы Вы считаете главными для окружающей среды?
3. Сможет ли человечество спасти нашу планету от всеобщей экологической катастрофы?
4. Считаете ли Вы целесообразным введение ЕГЭ?
5. Что бы Вы изменили в системе среднего образования в России?
6. Эффективна ли, на Ваш взгляд, реформа высшего образования во Франции?
7. Почему Вы выбрали профессию учителя?
8. Какими профессиональными и личностными качествами должен обладать современный учитель?
Критерии оценивания работы обучающегося по итогам 3,4, 6 и 10 семестров
Оценка |
Баллы (4 ЗЕ) |
«отлично» |
361-400 |
«хорошо» |
281-360 |
«удовлетворительно» |
201-280 |
«неудовлетворительно» |
менее 200 |
Критерии оценивания работы обучающегося по итогам 5 семестра
|
Баллы (4 ЗЕ) |
«зачтено» |
более 201 |
«не зачтено» |
200 и менее |
Критерии оценивания работы обучающегося по итогам 7 семестра
|
Баллы (2 ЗЕ) |
«зачтено» |
более 100 |
«не зачтено» |
100 и менее |
Критерии оценивания работы обучающегося по итогам 8, 9 семестров
Оценка |
Баллы (3 ЗЕ) |
«отлично» |
271-300 |
«хорошо» |
211-270 |
«удовлетворительно» |
151-210 |
«неудовлетворительно» |
150 и менее |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
Дисциплина «Практический курс второго иностранного языка» ставит своей целью сформировать у обучающихся лингвистической, коммуникативной и лингвострановедческой компетенции. Данные компетенции формируются на практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы. К занятиям домашнему чтению следует готовиться заблаговременно, распределяя свое время между чтением текста по домашнему чтению, подготовкой специально разработанных заданий изучением новых слов и выражений. Задания даются преподавателем за неделю до предполагаемого занятия. Готовясь к занятиям по устной практике, необходимо отводить ежедневно не менее двух-трех часов на подготовку, так как выполнение упражнений требует повторения пройденного на предыдущих курсах (грамматический материал, подготовка разговорных тем обсуждение проблемных вопросов по теме).
При подготовке к занятиям по устной практике следует: 1) выучить активные слова и выражения по теме; 2) выполнить задания, связанные с грамматической темой; 3) выполнить лексико-грамматические упражнения; 4) выполнить задания по речевой тематике курса (составить ситуацию, тему, написать сочинение и т.п.)
При подготовке к занятиям по домашнему чтению следует: 1) выучить активные слова и выражения, 2) прочитать текст, 3) подготовить ответы на вопросы, 4) выполнить задания, связанные с лексикой; 5) подготовить пересказ и комментарий текста.
При подготовке к вышеперечисленным занятиям следует пользоваться основной и дополнительной литературой, литературой по домашнему чтению, газетами и журналами, Интернет-ресурсами. При подготовке индивидуального домашнего чтения студент индивидуально подбирает произведение в соответствии с рекомендациями преподавателя (неадаптированное произведение франкоязычной литературы). При подготовке к контрольным работам и экзаменам следует обратить внимание на учебные пособия, разъясняющие некоторые аспекты дисциплины.
Лабораторно-практические занятия – важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. Именно на лабораторно-практическом занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала.
Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия. Результаты выполнения лабораторных работ оцениваются в баллах, в соответствии с балльно-рейтинговой системой университета.
Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, аудиовизуальными источниками.
Текущая проверка темы осуществляется в ходе выполнения работы на занятиях в ходе парного, группового обсуждения, дискуссии и на консультациях. Для оказания помощи в самостоятельной работе проводятся индивидуальные консультации.
Подготовка к тесту.
При подготовке к тесту необходимо изучить теоретический материал по дисциплине. С целью оказания помощи студентам при подготовке к тесту преподавателем проводится групповая консультация с целью разъяснения наиболее сложных вопросов лексического и грамматического материала.
Основной формой итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине «Практика устной и письменной речи» является экзамен после каждого семестра.
Основная литература
1.Александровская
Е.Б. Учебник французского языка Lefrançais.ruA1: учеб.для вузов / Е.Б. Александровская; Н.
В. Лосева, Л.Л. Читахова. – 2-е изд., испр. – М.: Нестор Академик, 2009. – 296
с.: ил. (Библиотека УлГПУ)
2.Александровская Е.Б. Учебник французского языка Lefrançais.ruA2: учеб.для вузов / Е.Б. Александровская; Н. В. Лосева, Л.Л. Читахова. – 2-е изд., испр. – М.: Нестор Академик, 2009. – 296 с.: ил. (Библиотека УлГПУ)
3. Александровская Е.Б. Учебник французского языка Lefrançais.ru B1: учеб.для вузов / Е.Б. Александровская; Н. В. Лосева, Л.Л. Читахова. – 2-е изд., испр. – М.: Нестор Академик, 2009. – 127 с.(Библиотека УлГПУ)
4. Попова, И. Н. Французский язык = Manueldefrançais : учеб. для I курса вузов и фак. иностр. яз. / И.Н. Попова; Ж. А. Казакова, Г. М. Ковальчук. - 21-е изд., стер. - М. : ООО "Нестор академик паблишерз", 2007. - 574 с. (Библиотека УлГПУ)
5. Французский язык: базовый курс: учебник. – Москва:Прометей, 2017. – 406 стр. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=483191
Дополнительная литература
1. Китайгородская Г.А. Французский язык: интенсивный курс: [ в 2 кн.]. Кн.1 : Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2000. – 287 с. + Прил.: кассета в 2 ч. (Библиотека УлГПУ)
2. Китайгородская Г.А. Французский язык: интенсивный курс: [ в 2 кн.]. Кн.2 : Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2000. – 287 с. + Прил.: кассета в 2 ч. (Библиотека УлГПУ)
3. Давыдова, Д.Д. Учебное пособие и контрольные работы по французскому языку для студентов заочного отделения : учебное пособие / Д.Д. Давыдова. - Москва : Евразийский открытый институт, 2005. - 152 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90891
4. Рябова М.В. Французский язык для начинающих : учебное пособие. – Москва: Российская академия правосудия, 2012. – 183 стр. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=140799
5. Иванченко А. И. Практика французского языка [Текст] : сборник упражнений по устной речи. - Санкт-Петербург : Издательство Союз, 2000. - 160 с. : ил.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
Карта доступности студентов к электронным фондам
№ п/п |
Наименование дисциплины |
Ссылка на информационный ресурс |
Наименование разработки в электронной форме |
Доступность |
1 |
Практика устной и письменной речи первого иностранного языка |
http://dico.isc.cnrs.fr/dico/fr/chercher
|
Dictionnaire des synonymesfrançais |
Свободный доступ |
2 |
Практика устной и письменной речи первого иностранного языка |
|
Reverso Dictionnaire Grammaire |
Свободный доступ |
3 |
Практика устной и письменной речи первого иностранного языка |
http://www.larousse.fr/dictionnaires
|
Dictionnaire Encyclopédie |
Свободный доступ |
4 |
Практика устной и письменной речи первого иностранного языка |
http://www.lexilogos.com/bibliotheque.htm
|
Bibliothèque Livres en ligne |
Свободный доступ |
5 |
Практика устной и письменной речи первого иностранного языка |
http://www.lexilogos.com/encyclopedie.htm
|
Encyclopédie |
Свободный доступ |
6 |
Практика устной и письменной речи первого иностранного языка |
|
TV5 monde |
Свободный доступ |
7 |
Практика устной и письменной речи первого иностранного языка |
http://grammaire.cordial-enligne.fr/francais.htm
|
Cordial en ligne Manuels et références en ligne sur la langue française |
Свободный доступ |
8 |
Практика устной и письменной речи первого иностранного языка |
http://www.ikonet.com/fr/ledictionnairevisuel/
|
Dictionnairevisuel |
Свободный доступ |
9 |
Практика устной и письменной речи первого иностранного языка |
http://www.cnrtl.fr/definition/
|
Ortolang Portail lexical Dictionnaires Lexiques |
Свободный доступ |
10 |
Практика устной и письменной речи первого иностранного языка |
http://dictionnaire.sensagent.com/dictionnaire/fr-fr/
|
Le Parisien Dictionnaire |
Свободный доступ |
- Учитель: Дёмина Мария