Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Практическая фонетика (французский язык)» относится к дисциплинам обязательной части Блока 1. Дисциплины (модули) Предметно-методического модуля по профилю «Французский язык» учебного плана основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) образовательной программы «Иностранный (французский) язык. Иностранный (английский) язык» и программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) образовательной программы «Иностранный (английский) язык. Иностранный (французский) язык», очной формы обучения.
Дисциплина опирается на результаты обучения, сформированные в рамках школьного курса «Иностранный язык» или соответствующих дисциплин среднего профессионального образования.
Результаты изучения дисциплины являются основой для изучения дисциплин и прохождения практик: Практика устной и письменной речи (французский язык 1 ИЯ и 2 ИЯ), Теоретическая фонетика (французский язык 1 ИЯ и 2 ИЯ), Методика обучения и воспитания (французский язык 1 ИЯ и 2 ИЯ), Коммуникативный практикум (французский язык 1 ИЯ и 2 ИЯ), Педагогическая практика по французскому языку.
Целью освоения дисциплины «Практическая фонетика (французский язык)» является формирование иноязычных фонетических навыков.
Задачей освоения дисциплины является сформировать у студентов представление о теоретических основах
фонетики французского языка, автоматизированное владение основными
произносительными и перцептивными навыками и способность адекватно реализовать
их в стилистически различных коммуникативных ситуациях.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Номер семестра |
|
Учебные занятия
|
Форма промежуточной аттестации |
||||||
Всего |
Лекции, час. |
Практические занятия, час. |
в т. ч. практическая подготовка, час. |
Лабораторные занятия, час. |
в т. ч. практическая подготовка, час. |
Самостоят. работа, час. |
|||
Трудоемк. |
|||||||||
Зач. ед. |
Часы |
||||||||
1 |
3 |
108 |
- |
- |
- |
48 |
- |
60 |
зачёт |
2 |
3 |
108 |
- |
- |
- |
48 |
- |
33 |
экзамен 27 |
Итого: |
6 |
216 |
- |
- |
- |
96 |
- |
93 |
|
Краткое содержание курса (1 семестр) Раздел 1. Вводный курс Тема 1.1 Фонетика как наука. роль дисциплины при изучении
иностранного языка. Соотношение звука и буквы. Понятие фонетической транскрипции и способа
графического изображения интонации. Тема 1.2 Артикуляторный аспект звуков,
активные и пассивные органы речи. Описание речевого
аппарата и его функции в образовании звуков речи. Понятие о звуковом строе
языка и его компонентах (фонемах, слоге, словесном ударении и интонации). Тема 1.3 Звуки
речи. Особенности образования
гласных и согласных. Основные принципы классификации французских гласных и
согласных. Особенности артикуляционной базы французского языка в сравнении с
русским. Фонетический строй французского языка.
Классификация и характеристика французских гласных. Классификация
французских согласных и особенности их произношения. Различия в артикуляции
глухих и звонких согласных. Тема 1.4 Слогоделение.
Ударение. Ритмическая группа. Речевой поток. Связывание звуков в речевом
потоке. Слог. Правила фонетического
слогоделения во французском языке. Различие в слогоделении во французском и
русском языках. Принцип слогового равенства. Группа неделимых согласных. «Е»
немое, правила чтения. Ударение
в слове. Ударение в речевом потоке. Ритмическое ударение. Дополнительное
ударение. Долгота гласных. Удлиняющие согласные. Членение речевого потока во
французском языке. Ритмическая группа. Синтагма. Связывание звуков в речевом
потоке. Голосовое связывание. Сцепление. Обязательное связывание. Запрещенное
связывание. Тема 1.5 Интонация. Функции интонации. Интонация
простого повествовательного предложения. Интонация вопросительного предложения.
Интонация перечисления. Интонация побудительного предложения. Интонация
восклицательного предложения. Раздел 2. Особенности произношения французских гласных и согласных звуков. Тема
2.1 Серия чистых гласных. Открытые
и полуоткрытые неогубленные гласные переднего ряда. Открытые и полуоткрытые
огубленные гласные переднего ряда. Полузакрытые и закрытые, неогубленные и
огубленные гласные переднего ряда. Правила
чтения:-у- в середине слова. Открытые и закрытые, огубленные и неогубленные
гласные заднего ряда. Тема
2.2 Серия носовых гласных. Особенности
произношения носовых гласных заднего ряда. Особенности произношения носовых
гласных переднего ряда. Противопоставление гласных по одному признаку, при
совпадении трех остальных. Тема 2.3 Согласные. Классификация и характеристика
французских согласных. Особенности произнесения французских согласных. Понятие
«полугласные звуки». Глухие и звонкие согласные. Сонанты. Шумные согласные.
Смычные и щелевые согласные. Губно-губные и губно-зубные согласные.
Переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные согласные. Увулярные согласные.
Сонант [ɳ]. Особенности произнесения полугласных [j-w-γ]. Противопоставление
французских согласных по одному признаку, при совпадении трех остальных.
Ассимиляция согласных. Краткое содержание курса (2 семестр) Раздел 2. Особенности произношения французских гласных и согласных звуков. Тема 2.4 Явления в области
гласных и согласных в речевом потоке. Длительность французских гласных. Ритмическая
долгота. Историческая долгота. Беглое -е-. Двойные согласные. Ударение в
производных глаголах с отделяемыми и неотделяемыми приставками. Ударение в
заимствованных словах. Ударение в сложных словах и сокращениях. Слова с
колеблющимся ударением. Тема 2.5
Мелодия речи. Основные интонационные
структуры французского языка в четырёх
коммуникативных типах предложения: повествовательном, вопросительном,
повелительном и восклицательном. Обязательное
связывание. Запрещенное связывание. Факультативное связывание. Связывание с
носовыми гласными. Случаи деназализации носовых гласных. Прилагательные на -in: un divin enfant. Раздел III. Интонация и синтаксис. Ритм и интонация французской фразы. Тема 3.1 Ударение.
Ритмическая группа. Дыхательная группа. Синтагма. Система ударений внутри
синтагмы и внутри фразы. Мелодика. Тембр. Пауза. Темпоральные средства. Уровень
тона. Функции интонации: семантическая, грамматическая, организующая,
выразительная. Понятие об интонеме. Тема 3.2. Интонация
повествовательного предложения с одной, двумя, несколькими ритмическими
группами. Тема 3.3 Интонация
вопросительного предложения: с синтаксисом повествовательного предложения, с
вопросительными наречиями и местоимениями (в начале, середине, употребляемые
самостоятельно). Интонация вопросительного предложения с «Est-ce que» и «qu’est-ce que», с вопросительным прилагательным. Тема 3.4. Интонация побудительного
предложения. Тема 3.5 Интонация
восклицательного предложения. Восклицание. Эмоционально
окрашенные предложения. Удивление. Раздражение. Сомнение. Сожаление. Грусть.
Ирония. Тема 3.6. Интонация в
сложноподчиненных предложениях. Интонация в придаточных
предложениях. Тема 3.7 Особенности интонации
в предложениях с приложением и обособлением. Импликация. Имплицитная фраза. Тема 3.8 Стили речи. Стиль поэтической
речи, декламации, сценической речи. Полный стиль (официальная речь).
Разговорный стиль
Перечень вопросов к зачету
1. Фонетический состав французского языка.
2. Ударение в речевом потоке.
3. Ритмическая группа.
4. Правила слогоделения.
5. Фонетические явления в речевом потоке.
6. Голосовое связывание.
7. Сцепление.
8. Связывание.
9. Запрещенное связывание и факультативное связывание.
10. Связывание с носовыми звуками.
11. Гласные переднего ряда.
12. Закрытые / открытые гласные.
13. Огубленные / неогубленные гласные.
14. Чистые / носовые гласные.
15. Долгие и краткие гласные.
16. Носовые гласные: краткие, долгие.
17. «Е» немое, правила чтения.
18. Смычные согласные.
19. Глухие и звонкие согласные.
20. Сонанты.
21. Группа неделимых согласных.
22. Полугласные звуки. Противопоставление (w-γ).
23. Щелевые согласные.
Примерные вопросы к экзамену
- Фонетическая транскрипция.
- Особенности произношения французских гласных звуков
- Особенности произношения французских согласных звуков
- Гласные звуки и основные принципы их классификации.
- Полугласные звуки.
- Cогласные звуки и основные принципы их классификации.
- Связывание звуков в речевом потоке.
- Выпадение Ə.
- Ассимиляция, геминация.
10. Понятие об интонации. Интонационные модели коммуникативных типов предложений.
11. Ритм и интонация французской фразы.
12. Ударение в слове, в речевом потоке. Перемещение ударения.
13. Ритмическая группа.
14. Интонация и синтаксис. Именная группа.
15. Интонация и синтаксис. Глагольная группа.
16. Интонация и синтаксис. Местоимение.
17. Интонация повествовательного предложения: с одной и двумя ритмическими группами.
18. Интонация повествовательного предложения: с несколькими ритмическими группами.
19. Интонация вопросительного предложения: с синтаксисом повествовательного предложения, с вопросительными наречиями и местоимениями (в начале, середине, употребляемые самостоятельно).
20. Интонация вопросительного предложения с «Est-ce que» и «qu’est-ce que», с вопросительным прилагательным.
21. Интонация побудительного предложения.
22. Восклицательная интонация.
23. Эмоционально окрашенные предложения.
24. Импликативная фраза.
25. Интонация в придаточных предложениях.
26. Вводное предложение.
27. Стили речи.
Критерии оценивания знаний обучающихся по дисциплине
Формирование балльно-рейтинговой оценки работы обучающихся
|
|
Посещение практических занятий |
Работа на практических занятиях |
Зачёт / экзамен |
1 семестр |
Разбалловка по видам работ |
24 х 1=24 баллов |
212 баллов |
64 балла |
Суммарный макс. балл |
24 баллов max |
212 баллов max |
300 баллов max |
|
2 семестр |
Разбалловка по видам работ |
24 х 1=24 баллов |
212 баллов |
64 балла |
Суммарный макс. балл |
24 балла max |
236 баллов max |
300 баллов max |
Критерии оценивания работы обучающегося по итогам 1 семестра
|
Баллы (3 ЗЕ) |
«зачтено» |
151-300 |
«не зачтено» |
150 и менее |
Критерии оценивания работы обучающегося по итогам 2 семестра
Оценка |
Баллы (3 ЗЕ) |
«отлично» |
271-300 |
«хорошо» |
211-270 |
«удовлетворительно» |
151-210 |
«неудовлетворительно» |
150 и менее |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Успешное изучение курса требует от обучающихся активной работы на лабораторных занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Подготовка к лабораторным занятиям
При подготовке к лабораторным занятиям обучающийся должен изучить теоретический материал по теме занятия (основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой). В случае затруднений, возникающих при освоении теоретического или практического материала, обучающемуся следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
Пользуясь рекомендациями преподавателя, обучающиеся выполняют практические задания по изучаемому аспекту дисциплины. Обучающиеся также могут самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации или аудиоматериалов в сети Интернет.
В начале лабораторного занятия преподаватель знакомит обучающихся с темой, оглашает план проведения занятия, выдает практические задания. В ходе ознакомления с заданием или его выполнения обучающийся может обратиться к преподавателю за консультацией или разъяснениями. Фонетические упражнения выполняются на каждом занятии. Фонетический диктант в первом семестре рекомендуется писать на каждом втором занятии.
Результаты выполнения практических заданий и работы на занятии в целом оцениваются в баллах, в соответствии с балльно-рейтинговой системой университета.
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, Интернет-ресурсов, необходимых для освоения дисциплины
Основная литература
1. Cours pratique de la phonetique franqaise. Практическая фонетика французского языка : учебно-методическое пособие / составитель Н. В. Гераскевич. — Сургут : СурГПУ, 2019. — 180 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/165227
2. Практическая фонетика французского языка : учебно-методическое пособие / сост. Е. В. Дитерле, О. В. Андриянова ; Сибирский федеральный университет. – Красноярск : Сибирский федеральный университет (СФУ), 2016. – 162 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=497463
Дополнительная литература
1. Юрова, И. В. Практическая фонетика французского языка : учебное пособие : [16+] / И. В. Юрова, Т. И. Зеленина, Ф. Адиба. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2013. – 61 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=375769
2. Осипова, Н. В. Cours de phonetique theorique: учебно-методическое пособие по теоретической фонетике французского языка : [16+] / Н. В. Осипова ; Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина. – Елец : Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2010. – 55 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272397
3. Багана, Ж. В стране гласных=Aupaysdesvoyelles : учебное пособие : [16+] / Ж. Багана, Н. Л. Кривчикова, Н. В. Трещева. – Москва : ФЛИНТА, 2013. – 131 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=375348
Интернет-ресурсы
Интернет-ресурсы
№ п/п |
Наименование дисциплины |
Ссылка на информационный ресурс |
Наименование разработки в электронной форме |
Доступ-ность |
1. |
Практическая фонетика 1 ИЯ |
http://www.francaisfacile.com/
|
FrançaisFacile.com Cours de français gratuits |
Свобод-ный доступ |
2. |
Практическая фонетика 1 ИЯ |
|
Phonétique |
Свобод-ный доступ |
3. |
Практическая фонетика 1 ИЯ |
http://francaisenligne.free.fr/
|
Français en ligne |
Свобод-ный доступ |
4. |
Практическая фонетика 1 ИЯ |
Forvo. Французский справочник по произношению |
Свобод-ный доступ |
- Учитель: Дёмина Мария