Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Практика устной и письменной речи (французский язык)» относится к дисциплинам обязательной части Блока 1. Дисциплины (модули) предметно-методического модуля по профилю «Французский язык» учебного плана основной профессиональной образовательной программы высшего образования – программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) образовательной программы «Иностранный (французский) язык. Иностранный (английский) язык» очной формы обучения.
Дисциплина опирается на результаты обучения, сформированные в рамках школьного курса «Иностранный язык» или соответствующих дисциплин среднего профессионального образования.
Результаты изучения дисциплины являются основой для изучения дисциплин и прохождения практик: Коммуникативный практикум (французский язык), Язык современных средств массовой информации (французский язык), Бизнес-курс французского языка, Теоретическая фонетика (французский язык), Практикум по коммуникативной грамматике (французский язык), Методика обучения и воспитания (французский язык), Педагогическая практика по французскому языку.
Цель дисциплины - формирование у студентов лингвистической, коммуникативной и лингвострановедческой компетенции. Курс направлен на овладение навыками устной и письменной речи, развитие способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. Большое внимание уделяется обеспечению культуроведческой направленности обучения, дальнейшему приобщению студентов к культуре стран изучаемого языка, лучшему осознанию культуры своей собственной страны, умению представить её средствами иностранного языка, включению студентов в диалог культур. Курс призван подготовить бакалавра к работе учителем иностранного (французского) языка в общеобразовательной школе.
Задачей освоения дисциплины является формирование у студента целостного представления об системе языка, особенностях употребления языковых средств с учетом коммуникативных сфер будущей профессиональной деятельности, сформировать готовность будущего учителя иностранного языка к эффективному преподаванию базового и профильных курсов по предмету.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Номер семестра |
Учебные занятия
|
Форма промежуточной аттестации |
|||||
Всего |
Лекции, час |
Лабораторные занятия, час |
Практическ. Занятия, час |
Самостоят. Работа,час |
|||
Трудоемк. |
|||||||
Зач. ед. |
Часы |
||||||
1 |
6 |
216 |
|
96 |
|
93 |
экзамен (27) |
2 |
5 |
180 |
|
80 |
|
73 |
экзамен (27) |
3 |
3 |
108 |
|
48 |
|
33 |
экзамен (27) |
4 |
4 |
144 |
|
64 |
|
53 |
экзамен (27) |
Итого |
18 |
648 |
|
288 |
|
252 |
|
3.2 Краткое описание содержания тем (разделов) дисциплины
1 семестр
Тема 1. Знакомство.
Учимся жить «по-французски». Давайте познакомимся. Обращение на «Вы» или на «ты». Формулы приветствия и прощания, формулы вежливости. Человек. Биография.
Тема 2. Семья.
Члены семьи. Этапы жизни.
Тема 3. Времена года и погода.
Времена года. Погода зимой, весной, летом, осенью. Обозначение времени. Дни недели, дата, месяцы, год.
2 семестр
Тема 4. Быт современного человека.
Жилище, ведение домашнего хозяйства, питание.
Тема 5. Рабочий день. Учеба. Свободное время.
Распорядок дня. Повседневные обязанности. Учеба. Учёба в университете. Названия учебных дисциплин. Урок французского. В аудитории. Студенческая жизнь. Экзамены. Каникулы. Свободное время. Выходные. Досуг. Хобби.
Тема 6. Праздники. Праздники: национальные, официальные, религиозные, семейные. День рождения. Годовщины. Пост. Подарки. Типичные французские праздники.
Тема 7. Достопримечательности. Париж.
Париж – историческая и культурная столица Франции. Главные достопримечательности. Что привлекает туристов в Париже? Парижане.
3 семестр
Тема 8. Человек. Внешность. Характер. Чувства. Эмоции. Досуг.
Внешность, характер, чувства и эмоции человека. Досуг. Спорт и физическая культура как часть общечеловеческой культуры. Зимние и летние виды спорта, спортивное снаряжение. Любимые виды спорта, Олимпийские игры, знаменитые спортсмены Франции, России. Физкультура в университете.
Тема 9. Образование во Франции.
Учеба в университете. Проблемы молодежи. Взаимоотношения с друзьями. Любовь. Устройство на работу. Безработица. Наркомания. ВИЧ. Стресс.
Тема 10. Семейные взаимоотношения.
Семья, любовь, размолвки, развод. Проблема отцов и детей.
4 семестр
Тема 11. Город. Человек в современном городе.
Городской транспорт: поездка на автомобиле; поездка на автобусе, на такси, на трамвае. Метро Парижа. Метро Москвы. Достопримечательности Ульяновска, строительство новых жилых кварталов. Проблемы развития больших городов; различные аспекты жизни горожан в Париже, Москве, Ульяновске
Тема 12. Профессии.
Трудоустройство. Средняя заработная плата. Минимальная заработная плата. Минимальное пособие для лиц, не имеющих средств к существованию. Лица без определенного места жительства. Региональная кухня, культура питания во Франции, шедевры французской кухни. Мотивы появления суеверий у русских и у французов. Образы, лежащие в основе суеверий.
Тема 13. Путешествие
Путешествие. Виды транспорта для путешествий. Летние каникулы. На море.
Тема 14. Деньги. Покупки.
В банке. Наличные, чеки, банковские карты, банкомат. Посещение магазинов. Супермаркеты, их особенности. Отделы: мясной, бакалея, молочные продукты, хлеб. Магазины промышленных товаров: основные магазины Парижа, сезонная распродажа; рынки Парижа – одна из его достопримечательностей. Посещение магазина канцелярских товаров, фототоваров, электроники, одежды, обуви.
Для самостоятельной подготовки к занятиям по дисциплине рекомендуется использовать учебно-методические материалы:
1. Демина М.А. Учебно-методическое пособие к книге Альфонса Доде «Письма с моей мельницы» для студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, изучающих французский язык. Квалификация (степень) выпускника: бакалавр. /Демина М.А. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2017. – 17 с.
2. Безгина Ю.С., Суходоева Т.А. Разговорные темы по французскому языку: учебно-методическое пособие Безгина Ю.С., Суходоева Т.А. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2017. – 31 с.
Методические рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины
Для того, чтобы организовать работу по изучению курса оптимальным образом, студентам необходимо рационально планировать время, необходимое для изучения дисциплины. Практические занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения коммуникативных задач, выработку навыков и умений, а также ведение дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия. Поскольку на практических занятиях проводится работа по становлению умений и навыков, то заучивание лексических единиц, выполнение тренировочных упражнений по каждой теме, выполнение творческих заданий приходится на домашнюю самостоятельную работу. На самостоятельную работу над темой студент должен выделять такое же количество часов, которое запланировано на изучение темы в учебном плане на аудиторных занятиях. Самостоятельная работа проводится как во внеаудиторное время, так и на аудиторных занятиях (в письменной либо устной форме). Работа при этом носит индивидуальный, парный либо групповой характер. Предусмотрены следующие виды заданий:
1. Индивидуализированное (дополнительное) домашнее чтение. Домашнее чтение предполагает самостоятельное чтение произведений французской классической и современной литературы (по выбору студента) и подготовку презентации прочитанных книг.
2. Подготовка реферативных сообщений по тематике курса (например, «Система образования во Франции»).
3. Составление и презентация проектов по тематике курса (например, «Проблемы молодежи», «Спорт»).
4. Выполнение лабораторных работ, направленных на совершенствование умений и навыков во всех видах речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо). Материалом для лабораторных работ служат:
- видеофильмы: “Notre-Dame”, “Les parapluies de Cherbourg”, “Le calendrier des Français” и др. - тексты для аудирования, сопровождаемые тестовыми заданиями;
- тексты для изучающего и ознакомительного чтения, к которым прилагаются тестовые задания.
Содержание видеофильмов может стать предметом обсуждения на аудиторных занятиях. Лабораторная работа выполняется по разработкам, составленным преподавателями кафедры. Все работы оформляются в отдельной тетради. Самостоятельное выполнение компьютерных тестов. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудитории, лингафонном кабинете, видео-лаборатории, компьютерном классе и дома. В качестве контроля выполнения заданий для самостоятельной работы используется самоконтроль (все лабораторные работы снабжены ключами), взаимоконтроль студентов, проверка заданий преподавателем.
Домашняя работа включает в себя следующее:
- выполнение письменных домашних упражнений, которые содержатся в учебниках и методических пособиях кафедры и направлены на закрепление навыков употребления изучаемого материала;
- написание творческих работ: сочинений, рецензий, резюме, домашних изложений;
- подготовка пересказа текстов;
- подготовка творческих диалогов по теме занятия - подготовка проектных заданий.
Письменная домашняя работа выполняется в отдельной тетради, которая сдаётся на проверку преподавателю. Писать следует аккуратно, оставляя поля для вынесения ошибок и замечаний, пояснений и методических указаний преподавателя. Если в домашней работе имеются ошибки, то после проверки необходимо выполнить работу над ошибками: выписать в правильной форме предложение, которое содержало ошибку, проанализировать ошибку и привести два примера на то правило, на которое была допущена ошибка. Тетрадь с выполненной работой над ошибками сдаётся преподавателю на проверку.
Изучение дисциплины предполагает написание контрольных работ по пройденным темам. Виды работ: изложение, изложение с элементами сочинения, лексико-грамматическая контрольная работа. Выполнять контрольные работы следует в отдельной тетради. После проверки работы преподавателем также делается работа над ошибками.
В процессе изучения дисциплины предполагается работа над домашним и дополнительным чтением. В качестве домашнего и дополнительного чтения студенты читают произведения немецкой классической и современной литературы в оригинале. На занятиях выполняются задания на закрепление лексического материала и обсуждаются прочитанные главы. Студент выписывает и учит лексику (1-2 слова со страницы), готовит пересказ, включая в него элементы рассуждения, отвечает на вопросы преподавателя.
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, Интернет-ресурсов, необходимых для освоения дисциплины
Основная литература
1. Беликова, Г. В. Французский язык: говорим, пишем, мыслим=LeFrançais :parler, écrire, réfléchir : учебное пособие / Г. В. Беликова, О. А. Кулагина ; Московский педагогический государственный университет. – Москва : Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2018. – 248 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1020590
2. Скорик, Л. Г. Французский язык: практикум по развитию навыков устной речи : [16+] / Л. Г. Скорик ; Московский педагогический государственный университет. – Москва : Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2017. – 296 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=599106
3. Иванченко, А. И. Французский язык: повседневное общение. Практика устной речи : [16+] / А. И. Иванченко. – Санкт-Петербург : КАРО, 2020. – 376 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=610813
Дополнительная литература
1..Назарян, А. Г. Почему так говорят по-французски: Происхождение и толкование идиоматических выражений / А. Г. Назарян ; отв. ред. О. А. Хортик ; Академия наук СССР, Кафедра иностранных языков. – Москва : Наука, 1968. – 348 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426801
3. Сотникова, Т. В. Аргументация: основные понятия, тексты и упражнения : учебное пособие : [16+] / Т. В. Сотникова ; Тюменский индустриальный университет. – Тюмень : Тюменский государственный университет, 2011. – 72 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=574031
Интернет-ресурсы
№ п/п |
Наименование дисциплины |
Ссылка на информационный ресурс |
Наименование разработки в электронной форме |
Доступность |
1 |
Практика устной и письменной речи первого иностранного языка |
http://dico.isc.cnrs.fr/dico/fr/chercher
|
Dictionnaire des synonymesfrançais |
Свободный доступ |
2 |
Практика устной и письменной речи первого иностранного языка |
|
Reverso Dictionnaire Grammaire |
Свободный доступ |
3 |
Практика устной и письменной речи первого иностранного языка |
http://www.lexilogos.com/bibliotheque.htm
|
Bibliothèque Livres en ligne |
Свободный доступ |
4 |
Практика устной и письменной речи первого иностранного языка |
http://www.lexilogos.com/encyclopedie.htm
|
Encyclopédie |
Свободный доступ |
5 |
Практика устной и письменной речи первого иностранного языка |
|
TV5 monde |
Свободный доступ |
6 |
Практика устной и письменной речи первого иностранного языка |
http://www.ikonet.com/fr/ledictionnairevisuel/
|
Dictionnairevisuel |
Свободный доступ |
7 |
Практика устной и письменной речи первого иностранного языка |
http://www.cnrtl.fr/definition/
|
Ortolang Portail lexical Dictionnaires Lexiques |
Свободный доступ |
8 |
Практика устной и письменной речи первого иностранного языка |
http://dictionnaire.sensagent.com/dictionnaire/fr-fr/
|
Le Parisien Dictionnaire |
Свободный доступ |
- Учитель: Дёмина Мария