1. Целью дисциплины «Лексикология (английский язык)» является подготовка бакалавра к работе учителем английского языка в общеобразовательной школе. Дисциплина предназначена: сформировать у будущих учителей английского языка современное представление об общих закономерностях строения, функционирования и развития лексической системы английского языка.
Задачи дисциплины:
· ознакомить студентов с общими закономерностями строения, функционирования лексико-семантической системы современного английского языка, ведущих тенденций ее развития, обусловленных комплексом лингвистических и социолингвистических факторов и подчиненных коммуникативной потребности общества;
· сформировать у студентов представление о системной организации словарного состава современного английского языка, о характере взаимоотношений лексических единиц внутри микросистем и между самими микросистемами как в синхроническом, так и в диахроническом плане; о структурных и деривационных типах входящих в него лексических единиц, о продуктивных моделях словообразования;
· ознакомить студентов с теоретическими основами и практическим применением методик исследования лексических систем.
2. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Номер семестра |
Учебные занятия
|
Форма промежуточной аттестации |
|||||
Всего |
Лекции, час |
Лабораторные занятия, час |
Практическ. Занятия, час |
Самостоят. Работа,час |
|||
Трудоемк. |
|||||||
Зач. ед. |
Часы |
||||||
5 |
3 |
108 |
18 |
30 |
|
60 |
экзамен |
Итого: |
3 |
108 |
18 |
30 |
|
60 |
|
1. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
3.1.Указание тем (разделов) и отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
1. Наименование раздела и тем |
Количество часов по формам организации обучения |
||
Лекц. занятия |
Лаб. занятия |
Самост. работа |
||
|
|
|||
1 |
Лексикология как лингвистическая дисциплина |
2 |
2 |
4 |
2 |
Семасиология |
4 |
8 |
20 |
3 |
Этимологическая характеристика словарного состава современного английского языка |
2 |
2 |
6 |
4 |
Морфологическая структура английского слова и словообразование
|
6 |
10 |
12 |
5 |
Основные проблемы английской фразеологии |
2 |
4 |
8 |
6 |
Социальная и территориальная дифференциация словарного состава современного английского языка |
|
2 |
6 |
7 |
Основы английской лексикографии |
2 |
2 |
4 |
|
Итого за 5 семестр: |
18 |
30 |
60 |
3.2.Краткое описание содержания тем (разделов) дисциплины
I. Лексикология как лингвистическая дисциплина.
Лексикология как лингвистическая дисциплина. Предмет и разделы лексикологии. Лексикология общая и частная, прикладная и сопоставительная. Синхрония и диахрония в лексикологии. Роль лексикологических знаний в практическом овладении языком. Взаимосвязь лексикологии со смежными дисциплинами. Теоретические основы изучения словарного состава языка. Системность словарного состава языка. Методы лексикологического исследования.
II. СемасиологияСлово как основная единица лексической системы языка. Структура значения слова. Лексическое, грамматическое и прагматическое в значении слова.
Природа значения слова. Типология значений, основанная на отношениях знака. Основные типы лексических значений слова и принципы их классификации. Значение денотативное и коннотативное. Типы коннотаций. Внутренняя форма (мотивировка) слова. Деэтимологизация слова, ее основные причины. Ложная (народная) этимология.
Полисемия.
Семантическая неоднозначность и ее типы. Причины, типы и функции семантических изменений. Стремление к политкорректности как источник семантических переосмыслений.
Метонимические и метафорические переносы значений. Расширение и сужение значений.
Первичные и вторичные значения слова. Главные и второстепенные значения. Роль контекста как разграничителя значений. Типы контекста.
Омонимия.
Место омонимии в системе языка. Разграничение полисемии и омонимии. Источники возникновения омонимов. Причины относительно незначительного числа омонимов в лексической системе английского языка.
Системные отношения в лексике
Семантические классы лексических единиц. Основные положения теории семантического поля. Гиперо-гипонимические ряды. Синонимия. Основные критерии синонимичности лексических единиц, их недостатки. Синонимические ряды в английском языке и их доминанты.
III. Этимологическая характеристика словарного состава современного английского языка.
Диахронический подход к классификации лексики. Разнородность английского словаря с точки зрения его этимологического состава. Историческая последовательность заимствований. Ассимиляция заимствований: типы ассимиляции, этапы ассимиляции, темпы ассимиляции, факторы, обусловливающие степень ассимиляции. Этимологические дублеты. Интернациональные слова в составе словарного состава английского языка. Слова-кальки.
IV. Морфологическая структура английского слова и словообразование
Базовые понятия и единицы словообразования. Морфологическое и деривационное строение слова. Типы морфем. Структурные типы слов в английском языке.
Понятие членимости слова. Понятие словообразовательной модели. Анализ на непосредственные составляющие. Деривационная структура, типы основ, аффиксы, модели. Продуктивность, активность словообразовательных моделей.
Основные способы словообразования в современном английском языке.
Аффиксация. Семантика деривационного аффикса. Принципы классификации аффиксов.
Конверсия. Различные понимания природы конверсии. Критерии внутренней производности.
Словосложение. Основные особенности образования сложных слов в английском языке. Критерии сложного слова. Принципы классификации сложных слов.
Аббревиация, или сокращение, как продуктивный немоделированный способ словообразования, особенно в письменном дискурсе. Основные структурные типы сокращений в современном английском языке.
Второстепенные способы словообразования. Блендинг (контаминация/телескопия). Обратное словообразование. Редупликация. Ономатопея. Чередование звуков и ударения.
V. Основные проблемы английской фразеологии.
Фразеологические единицы и их отличительные признаки – идиоматичность, устойчивость, эквивалентность слову. Различная степень идиоматичности фразеологических единиц. Основные типы фразеологического значения. Источники происхождения устойчивых сочетаний.
Основные классификации фразеологических единиц (В.В.Виноградов, А.И.Смирницкий, А.В.Кунин, Н.Н.Амосова).
Специфические
черты организации ФЕ (ритм, аллитерация, образность, экспрессивность).
VI. Социальная и территориальная дифференциация словарного состава современного английского языка.
Академический вариант английского языка или языковой стандарт. Варианты и диалекты. Сленг. Место неологизмов и окказиональных слов.
Исторические и экономические причины распространения английского языка за пределами Англии. Американский английский. Взаимное влияние британского и американского вариантов.
Основные особенности английского языка в Австралии, Канаде и других странах распространения английского языка, их историческая обусловленность и взаимопроникновение.
VII. Основы английской лексикографии.
Изменение словарного состава языка как социолингвистическое явление. Лексикография как одна из областей прикладной лексикологии. Отражение в лексикографических трудах современного уровня научных исследований, основных проблем лексикологии английского языка. Современные тенденции развития лексикографии. Корпусная лингвистика. Компьютерная лексикография.
Принципы классификации словарей и основные параметры словаря. Основные типы английских словарей. Электронные словари.
Наиболее употребительные толковые словари. Принципы
построения. Отбор словника, структура словарной статьи.
Внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется в следующих формах:
1.
Подготовка к семинарским занятиям с
конспектированием тематических материалов.
- Самостоятельное
изучение теоретического материала, не рассматриваемого на лекциях и не
представляющего особых сложностей для понимания.
3. Выполнение практических заданий при подготовке к семинарам.
4. Подготовка сообщений и докладов по предложенным темам.
5. Подготовка мультимедийных презентаций.
Критерии оценивания знаний обучающихся по дисциплине
Формирование балльно-рейтинговой оценки работы обучающихся
|
|
Посещение лекций |
Посещение практических занятий |
Работа на практических занятиях |
Экзамен |
5 семестр |
Разбалловка по видам работ |
9 х 1=9 баллов |
15 х 1=15 баллов |
212 баллов |
64 балла |
Суммарный макс. балл |
9 баллов max |
24 балла max |
236 баллов max |
300 баллов max |
- Учитель: Татьяна Золотарева