Курс "Русский язык в профессиональной сфере" включает практические занятия. Отчетность-зачет.
Асинхронный режим изучения ориентирует студентов на самостоятельную работу с индивидуальным консультированием через сообщения.
СТРУКТУРА КУРСА
Тема 1. «Понятие общение»,
«деловое общение». Стилевой статус и
основные черты устной и письменной
деловой речи». Официально-деловое
письмо-язык документов»
Тема 2. Научный стиль, его своеобразие и характерные черты
Тема 3. Языковая норма. Виды языковых норм
Тема 4. Деловая риторика. Ее разновидностиСтуденты должны выполнить задания, написать реферат /10 стр. теста/, подготовить речь на проблемную тему /аудио/
Краткое содержание курса (1 семестр)
1. Культура речи и принципы речевого поведения делового человека
Типы речевой культуры. Коммуникативные качества речи.
2. Понятие «общение», «деловое общение». Стилевой статус и основные черты устной и письменной деловой речи
Речь. Механизмы речи. Коммуникативно-речевая ситуация. Виды общения. Его функции.
3. Официально-деловое письмо - язык документов.
Черты официально-делового стиля. Письменные жанры официально-делового стиля.
4. Научный стиль, его своеобразие и характерные черты
Жанры научного стиля. Черты научного стиля. Требования к оформлению курсовых работ и ВКР.
5. Языковая норма. Виды языковых норм
Норма императивная и диспозитивная. Динамика норм. Виды языковых норм. Словари. Типы словарей.
6. Деловая риторика. Ее разновидности
Собеседование. Техника ведения собеседования. Переговоры. Техника подготовки и проведения переговоров. Презентация. Техника подготовки и проведения презентации.
Вопросы к зачету
1. Происхождение русского языка. Краткие сведения из истории русского языка.
2. Положение русского языка в современном мире.
3. Язык как знаковая система: единицы и уровни языка, разделы языкознания. Функции языка.
4. Формы существования русского языка.
5. Литературный язык как высшая форма существования языка. Признаки литературного языка.
6. Характеристика понятия «культура речи». Аспекты речевой культуры.
7. Нормативный аспект культуры речи. Понятие языковой нормы.
8. Лексические нормы языка.
9. Характеристика морфологических норм.
10. Орфоэпические нормы языка.
11. Синтаксические нормы русского языка.
12. Кодификация норм литературного языка. Типы словарей.
13.Функциональные стили литературного языка: взаимопроникновение стилей.
14. Научный стиль, специфика использования элементов всех языковых уровней и научной речи.
15. Общая характеристика официально-делового стиля, сфера его функционирования.
16.Жанровое разнообразие и языковые особенности официальных документов.
17. Речевой этикет в документе.
18. Особенности публицистического стиля речи: жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.
19. Условия функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов.
20. Коммуникативный аспект речевой культуры. Принципы речевого общения.
21. Слушание как условие эффективной коммуникации.
22. Доказательность и убедительность речи.
23. Коммуникативные качества речи. Точность речи, понятность речи
24. Коммуникативные качества речи. Богатство и разнообразие речи.
25. Коммуникативные качества речи. Выразительность речи.
26. Особенности устной публичной речи. Ораторское искусство как социальное явление.
27. Оратор и аудитория: взаимодействие, проблемы контакта, приемы управления аудиторией.
28. Основные этапы подготовки к публичному выступлению.
29. Поиск материалов для выступления, виды вспомогательных материалов.
30. Разработка плана выступления. Виды планов.
31. Композиция публичного выступления: определение и основные принципы.
33. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.
34. Речевой этикет: факторы, определяющие его формирование.
Темы рефератов (1 семестр)
Нарушения коммуникативных норм в СМИ.
Современные интернет-ресурсы по коммуникативным нормам русского языка.
Техника проведения собеседования (российский и зарубежный опыт).
Коммуникативная культура педагога.
Культура телефонного разговора.
Невербальные средства деловой коммуникации.
Деловой дресс-код.
Критерии оценивания работы обучающегося по итогам семестра
-
-
-
-
-
Оценка
3 ЗЕ
«зачтено»
более 150
«не зачтено»
150 и менее
-
-
-
-
Основная литература
Дивакова, М. В. Деловой русский язык [Электронный ресурс] / М. В. Дивакова, С. М. Морозова. - М. : МГАВТ, 2011. - 39 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=402888
Профессиональное общение: Учебное пособие / Гарькуша О.Н. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 111 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-369-01311-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/433902
Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 304 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0374-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/144220
Профессиональная этика и служебный этикет: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / В.Я. Кикоть [и др.] ; под ред. В.Я. Кикотя. — М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право,2017. — 559 с. - ISBN 978-5-238-01984-0. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1028550
Культура научной речи: текст и его редактирование: Учебное пособие / М.П. Котюрова, Е.А. Баженова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 280 с.: 60x88 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9765-0279-6, 2000 экз. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/172836
Дополнительная литература
Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 415 с— (Серия «Золотой фонд российских учебников»). - ISBN 978-5-238-01050-2. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1028559
Этика деловых отношений: Учебное пособие / М.А. Блюм, Б.И. Герасимов, Н.В. Молоткова. - М.: Форум, 2009. - 224 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-91134-261-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/144586
Этика деловых отношений: Учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 424 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-003228-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/154894
Этика деловых отношений: Учебник / В.К. Борисов, Е.М. Панина, М.И. Панов и др. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 176 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0276-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/223658
Интернет-ресурсы
№ п/п |
Наименование дисциплины |
Ссылка на информационный ресурс |
Наименование разработки в электронной форме |
Доступность |
1. |
Русский язык в профессиональной сфере |
http://www.psihdocs.ru/slovare-terminov-po-delovomu-obsheniyu.html |
Словарь терминов делового общения |
Свободный доступ |
2. |
Русский язык в профессиональной сфере |
Психология и этика. Словарь основных понятий |
Свободный доступ |
- Teacher: Елена Галушко